Семейные просмотры

Маркер “кино для семейного просмотра”, с одной стороны, здорово упрощает жизнь родителям, с другой — вряд ли может быть серьёзным ориентиром. Во-первых, дети бывают разного возраста. Во-вторых, у разных семей — разные предпочтения и запросы. В-третьих, помимо художественных фильмов существуют ещё и документальные, иной раз не менее (а то и более) интересные, чем художественные. Что нужно знать, выбирая кино для совместного просмотра с ребёнком? Когда стоит остановиться и дать ему свободу зрительского выбора? Обо всём этом и многом другом сегодня беседуем с преподавателем Ассоциации репетиторов Дарьей Борисовной.

Идите и остановите прогресс

Так или иначе рассуждения о вреде телевизора закрадываются в каждую родительскую голову. Скажем сразу: в сегодняшнем разговоре мы ориентируемся на идеальную ситуацию, когда ребёнок не просиживает часами перед экраном (неважно, экраном планшета или телевизора).

Что мы знаем об оптимальном времени, которое ребёнок может проводить за телепросмотром? Оказывается, не так уж мало. По мнению детских психологов, детей в возрасте до одного года лучше не оставлять перед экраном дольше, чем на 15 минут в день. Для зрителей от года до пяти лет норма — 25 минут в день. Для ребёнка от пяти до восьми лет эта цифра ограничивается одним, максимум полутора часами. Старшим детям можно позволить более длительные сеансы, но при этом следует следить за их состоянием.

Источник фото

К счастью для родителей, негативное влияние телевизора на детскую психику легко обнаружить. Основные признаки такие:

  • Ребёнок отстаёт в развитии речи
  • Переутомляется
  • Он не способен концентрироваться на каком-либо занятии, самоуглубляться
  • С трудом воспринимает информацию на слух
  • Воспринимает её пассивно
  • Наконец, резко снижается творческая активность и фантазия

Ряд исследователей также называют отдельным пунктом повышение жестокости и агрессивности ребёнка.

Нежный возраст: 1-3 года

Надеяться, что маленький ребёнок сможет всерьёз воспринять сколь бы ни было хорошо снятый “детский” фильм, не стоит. Первый зрительский опыт ребёнка — это мультфильмы.
Речь идёт о ярких мультфильмах с хорошей прорисовкой. Идеальный вариант — диснеевские короткометражки 50-х годов. Если у вас стойкое неприятие всего заокеанского — что же, ищите альтернативу в других краях, но по тем же критериям.

Источник фото

Всевозможные пластилиновые, кукольные и “туманные” мультфильмы хороши уже сильно позже. Детям же сложно воспринять глухой колорит и нечёткие контуры происходящего на экране, поэтому, как ни прискорбно, изрядную часть союзмультфильмовской классики придётся отложить на потом.

Переходный зрительский возраст

Ближе к пяти годам можно постепенно увеличивать хронометраж мультфильмов, а кроме того, показывать мультфильмы с кинематографическими вставками (“Кто подставил кролика Роджера?”, “Остров сокровищ”). Если экранное время превышает заявленные 25 минут, ничто не мешает смотреть кино в несколько заходов. Более того: такой вариант даёт возможность поговорить о фильме в промежутках.

“Думаю, что хорошие фильмы и мультфильмы нужно показывать маленьким детям. Конечно их «хорошесть» — вопрос субъективный. Здесь все зависит от взрослого, который рядом, — считает Дарья Борисовна, преподаватель истории, выпускница исторического факультета СПбГУ. — Но уверена, что, если ребенку повезет со вкусом взрослого, то он сможет и получить удовольствие, и многое понять, и сам начнет приобщаться к культуре кинематографа. А это тоже важно, ведь тогда уже сложно будет потом навязать ему второсортный и сугубо коммерческий лишенный смысла кинематограф”.

Пять лет — крайне любопытная зрительская планка: здесь начинается рубеж, за которым ребёнок может полноценно воспринимать кино. И к этому моменту нужно подойти со всей ответственностью.

Моё первое кино

Первый фильм ребёнка — это фильм, очень похожий на мультфильм: та же логика повествования, те же недолгие кадры, та же динамичность. Иными словами, первый фильм ребёнка — это комедия.
Что это будет за комедия, решать родителям. Как показывает опыт многочисленных родителей, на “ура” воспринимаются комедии Гайдая, всевозможные фильмы с Луи де Фюнесом, а кроме того, несмотря на чёрно-белый колорит, комедии с Чарли Чаплином. То, что комедии эти немые, не должно смущать: ребёнок прекрасно считывает эмоции, передаваемые с помощью мимики и жестов.

Источник фото

Конечно, уровень юмора от комедии к комедии, мягко говоря, разнится. И надо иметь в виду, что, если вы идёте в кино с ребёнком, то объяснять шутку, над которой почему-то смеётся вся взрослая часть зала, придётся именно вам.

Из всех способов, которые могут помочь справиться с этим, есть только один проверенный — читать отзывы родителей на форумах. Вряд ли вам удастся избежать похода в кино (“Ведь все уже видели!”), но по крайней мере, вы успеете придумать остроумный ответ.

Переломный момент

Главное событие — открытие мира большого кино — наступает в возрасте восьми лет. В этот момент ребёнку можно показывать полнометражные фильмы.
Да, это тоже очень торжественный момент. Но при всей его торжественности будем сохранять объективность: показывать ребёнку “Солярис” всё же не стоит. Идеальный вариант для знакомства с большим кино — красивый, большой, динамичный и внятный блокбастер. Вариантов масса, вам остаётся только выбрать.

Источник фото

При выборе можно (и нужно) ориентироваться на возрастные рекомендации — они сделаны как раз для того, чтобы проинформировать родителей, есть ли в фильме сцены насилия, откровенные сцены, etc.

“Что касается последнего фильма, который мы посмотрели всей семьей, то это «Умница Уилл Хантинг», — рассказывает Дарья Борисовна. — Давно собирались, но все не получалось. Мы всей семьей очень любим актера Робина Уильямса. Сам актер, его роль учителя в фильме «Общество мертвых поэтов» произвели на меня такое сильное впечатление в детстве, что я уже тогда поняла, что хочу тоже стать учителем. Когда я работала в школе, именно Робин Уильямс (его учитель Китинг) были для меня примером. Роль Уильямса в «Умнице Уилле Хантинге» тоже запоминающаяся — психолог, учитель и просто, наверное, самый близкий человек парня, у которого много проблем”.

Источник фото

Фильмы, которые вы показываете ребёнку (неважно, смотрите ли вы их совместно или просто рекомендуете) до подросткового возраста, можно постепенно усложнять, но старайтесь не перегибать палку. Гораздо лучше, если в этот период будет посмотрена вся “понятная” классика, чем останется смутно-непонятное воспоминание от великого, но, увы, совершенно не прозрачного для ребёнка кино.

Кажется, начинается

Переходный возраст — чудесное время, когда родители внезапно сталкиваются, среди прочего, с удивительным открытием: кажется, визуальный поток чада контролировать не так просто (а учитывая повсеместный интернет, обилие девайсов, etc. — вообще едва ли возможно).

Конечно, можно попытаться установить жёсткий родительский диктат, поставить всевозможные фильтры на онлайн-ресурсы и ни не секунду не оставлять подростка в одиночестве, но вернее всего, в ответ вы не получите ничего, кроме смертельной обиды и полностью испорченных отношений.

Источник фото

Если вы не готовы к этому, просто следуйте трём правилам:

  • Старайтесь следить за возрастными ограничениями фильмов, которые смотрит ваш школьник
  • Не вводите цензуру
  • Говорите с ребёнком о фильмах

Последний пункт особенно важен. Ни в коем случае не пытайтесь выведать у ребёнка, что же хотел сказать автор (или в чём смысл названия). Лучшее начало для разговора о кино — “Ну как?”.

Приятное с полезным

Помимо того, что кино прекрасно справляется с функцией воспитания чувства прекрасного, оно может отлично помочь с учёбой.

“Безусловно просмотр исторических фильмов может увлечь, заинтересовать учеников изучением истории, — считает Дарья Борисовна. — Я как учитель истории не могу не рекомендовать моим ученикам фильмы, Это как документальные фильмы, так и художественные. При этом нельзя преуменьшать значение последних. Бывает, что хороший художественный фильм отлично воссоздает эпоху, например «Юность Петра» и «Россия Молодая».

Источник фото

Вообще говоря, любой фильм расскажет нам не только об эпохе, о которой снят, но и о той эпохе, в которую снят. Можно привести в пример фильмы «Александр Невский» и «Иван Грозный». Из документальных фильмов я всегда советую моим ученикам замечательный цикл фильмов Леонида Парфенова «Российская империя». Ведущий погружает нас в самые разные эпохи. И от каждого такого путешествия получаешь настоящее удовольствие, так потрясающе это сделано!”

На всякий случай напомним, что, помимо исторических фильмов есть ещё масса интересного (и очень красиво снятого) документального кино, посвящённого другим наукам. Про самые красивые фильмы о биологии мы рассказывали в одном из наших выпусков, его можно найти по ссылке.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s