Дорогой дневник

Записи о мыслях и чувствах — вещь, имеющая мало отношения к школьной программе. Личный дневник не покажешь учителю, не предъявишь в качестве домашнего задания, а ещё с его помощью вряд ли выучишь таблицу умножения. Тем не менее, преподаватели “Ассоциации репетиторов” уверены, что дневник — вещь крайне полезная, даже если в ней не ставят оценки.
Почему и зачем личный дневник может пригодиться ученику? Разбираемся с нашими лучшими преподавателями.

Архаизм или непреходящая классика?

При слове “дневник” сама собой выстраивается цепочка ассоциаций самого куртуазного толка: фортепьянная музыка, платья гимназисток, полки с собраниями сочинений и лирично приоткрытое окно. От дневника так и веет уходящей эпохой: кажется, вести дневник — такой же вымирающий вид человеческой деятельности, как спокойное сидение в тишине или чтение толстых романов.

Конечно, этот образ, как и всякий стереотип, очень поверхностен. Ведь, если вдуматься, что такое дневник, как не попытка поговорить с самим собой?

Источник фото

“Ведение дневника я бы не считала умирающим архаизмом, — говорит Екатерина Евгеньевна, преподаватель английского языка. — Это личное пространство ребенка, если он хочет заполнить его ведением дневника, то почему бы и нет. Только я не исключаю, что скоро бумажные дневники будут вытеснены электронными, необязательно открытыми для всех пользователей соцсетей, они могут быть и закрытыми”.

С этим согласна Мария Анатольевна, выпускница филологического факультета СПбГУ:

“Ведение дневника — способ выразить свои мысли, проанализировать поступки, сформулировать желания. Эти потребности человек не перестанет испытывать никогда. В наш век информационных технологий дневники претерпели некоторые изменения: перешли из бумажной формы в электронную. Но это лишь внешняя перемена, суть осталась прежней”.

Самолечение через самоанализ

Ведение дневника входит в число самых популярных рекомендаций психотерапевтов. “С какой бы жизненной трудностью или проблемой мы не сталкивались, очень важно отделять себя, свое истинное Я от эмоций по поводу этой проблемы. Эмоции, как известно, плохие советчики”, — пишет в психолог Павел Юрьевич Еремеев в статье, которая называется “О пользе ведения дневника”.

Источник фото

Если вам кажется, что в разговоре с самим собой смысла не больше, чем в разговоре с живым собеседником, вот несколько поводов подумать об этом шире:

  • Подробное описание происходящего в жизни помогает учиться анализировать собственные чувства, поступки и, среди прочего, прогнозировать последствия.
  • Страницы личного дневника — место, свободное от оценки окружающих (одноклассников, учителей, etc.), а стало быть, в них можно без стеснения рассказывать о собственных достоинствах, хвалить себя — и рассказывать о собственных слабостях. Эта практика хорошо помогает повысить самооценку.
  • Написав о своих обидах, гораздо проще расстаться с ними. Здесь работает тот же принцип, что и беседа по душам с человеком, которому доверяешь.
  • Кроме того, дневник рекомендуется вести детям, страдающими от каких-либо фобий. Встреча со своими страхами на бумаге помогает снизить тревогу от ожидания реальной встречи с ними.

Учёным удалось подтвердить пользу ведения дневника научными исследованиями. В 2013 году в ходе исследования, происходившего в Новой Зеландии, больных с различными заболеваниями попросили вести дневник хотя бы 20 минут в день. Результаты оказались впечатляющими: эта нехитрая практика существенно улучшила состояние 76% больных.
Исследователи также отметили, что час, потраченный испытуемыми на описание произошедших с ними бедствий, помог существенно снизить уровень стресса, связанного с этими воспоминаниями.

Дневник vs. учёба

Помимо чисто психотерапевтических функций дневник может выполнять ещё и роль инструмента, помогающего в учёбе. Конечно, в этом случае мы говорим уже не о личном дневнике, а скорее о “дневнике достижений” — или, правильнее было бы сказать, “дневнике наблюдений”.

Источник фото

Для чего — и как — можно использовать такой инструмент?

Марина Андреевна, выпускница Литературного института им. А.М. Горького, считает, что ведение дневника может сильно помочь в освоении письменной речи и её развитии.

“На мой взгляд, ведение дневника – не просто полезная привычка, это творческий процесс, который может подарить много прекрасных минут и крайне полезных навыков любому человеку. Во все времена устная речь имела существенный перевес над письменной, поэтому не стоит удивляться, что прекрасно излагающие свои мысли устно школьники имеют немало ошибок в сочинениях, диктантах. Дневник дает уникальную возможность учиться изъясняться на письме грамотно, формировать свой стиль. Не говорю о таком преимуществе ведения дневника, как возможность проследить свое развитие, личностный рост. На мой взгляд, дневник может мотивировать зарождение творческого огня в ребенке, и этот процесс должны поощрять как родители, так и учителя, с неподдельным интересом, с уважением”.

Мария Анатольевна приводит в качестве примера использования дневника уроки литературы:

“Если говорить о литературе, то очень актуальным остается читательский дневник. При этом полезно записывать не только и не столько имена персонажей и краткое содержание произведений (что, впрочем, очень пригодится на экзаменах). Гораздо интереснее фиксировать собственные мысли по поводу прочитанного, анализ героев и их поступков, наблюдение похожих проблем в реальной жизни и т. п. Таким образом, читательский дневник может стать эффективным средством восприятия произведения и его интерпретации”.

Источник фото

При изучении английского, считает Екатерина Евгеньевна, специализированный “языковой” дневник окажется нелишним:

“Безусловно, дневник может оказаться полезным при изучении иностранного языка. Например, дневник-словарик, в который можно записывать сложные выражения, или предлоги, которые учащиеся часто путают. В этом случае материал окажется в одном месте, можно периодически к нему возвращаться, что-то повторять. В английском языке, например, некоторые предлоги нужно выписывать отдельно, так как на русский язык они переводятся одним и тем же предлогом, а в английском — два разных предлога. Также полезно выписывать выражения с артиклями.
Студентов и школьников (особенно школьников) я мотивирую вести языковые дневники, я часто веду их вместе с ними”.

Пиши, я сказала!

При всех вышеперечисленных бонусах дневников вопрос о том, как запустить этот процесс, остаётся открытым. Как ни крути, а привычка рассказывать бумаге (или компьютеру), как ты провёл этот день, — совсем не то же самое, что решение примеров. Писать “на автомате” не получится, дневник требует эмоциональной открытости.

«Я думаю, в этом вопросе необходим индивидуальный подход, — говорит Мария Анатольевна — Дневник — вещь очень личная, и, с моей точки зрения, не всем нужная. Ведение дневника должно быть внутренней, психологической потребностью. Далеко не все люди готовы доверить свои мысли и чувства бумаге или интернету. И «заставлять» школьников и студентов делать это — в каком-то смысле «ломать» их внутренний мир. Личный дневник не может быть «заданием», т. к. его природа принципиально иная. Это добровольное высказывание на тему, которая интересна, волнует, заставляет задуматься и переживать”.

Источник фото

Предложить вести дневник — приятная родительская привилегия, но делать это нужно крайне деликатно. Если ваше предложение нашло отклик, можно предложить ребёнку самостоятельно выбрать понравившийся блокнот — и, возможно, оформить его подходящим образом.
Настаивать (в случае, если ваша инициатива встречает сопротивление — активное или пассивное) — последнее дело: этим вы, так или иначе, констатируете собственное главенство в сфере чужих чувств. Подсказка: гораздо больше симпатии и доверия встречает привычка, благотворно влияющая на предлагающего. Иными словами, практикуйте то, что проповедуете.

Необходимый постскриптум

Об этом так или догадываются все, кто умеет читать, но отчего-то регулярно забывают, особенно становясь родителями.
Никогда не читайте личные дневники своих детей. Даже если они лежат на видном месте. Даже если их оставляют открытыми. Даже если “с ней что-то происходит, а я не знаю”. Единственное исключение — дневник вручили вам лично в руки со словами “Читай!”. Тогда — пожалуйста.
Всё, что вам нужно знать, вы узнаете и так, а вот в дневнике можно прочесть то, что не предназначалось для ваших глаз. И как бы хорошо вам ни давалась маскировка, скрыть факт невольного вторжения в чужое личное пространство не удастся. Доверие будет подорвано у самого основания, а вместе с ним, возможно, и уважение к вам.
Поэтому, предлагая ребёнку вести дневник, пообещайте не только ему, но и себе самому, что никогда не заглянете туда без разрешения.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s