Пожар в душе

Если в конце XX века мы узнали о том, что каждый двадцатый человек на Земле страдает от депрессии, то бичом современного общества специалисты все чаще называют синдром эмоционального выгорания. Как распознать этот синдром, почему он возникает, и могут ли стать его жертвами не только взрослые люди, но и школьники и студенты – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов.

Термин «эмоциональное выгорание» («burnout») в 1974 году был введен в обиход Гербертом Фреденбергером – американским психологом немецкого происхождения. Полностью это понятие звучит как «occupational burnout» или «job burnout» и, соответственно, касается в первую очередь профессиональной деятельности человека: Фреденбергер исследовал в том числе психологию труда.

Впрочем, о проблеме потери мотивации в США заговорили еще раньше – в середине 60-х годов, когда в стране начали появляться государственные службы психологической помощи, предназначенные для разных категорий населения: от людей, страдающих алкоголизмом, до ветеранов войны. Такие службы, разумеется, не могли предложить полноценных, систематических сеансов психоанализа: в функции сотрудников входило скорее оказать посетителю одномоментную поддержку в кризисной ситуации, но и это требовало большой самоотдачи.

Поначалу те, кто обращался за помощью, были довольны результатом, однако со временем консультанты стали вести себя не совсем адекватно: не проявляли должного внимания, оставались безучастными к проблемам посетителей, а иногда были откровенно резки в высказываниях. Этим феноменом заинтересовались исследователи и, проведя ряд тестов, выяснили, что, если должность человека подразумевает ежедневное, концентрированное общение с другими людьми, он с большой долей вероятности рано или поздно почувствует признаки эмоционального истощения.

Источник фото

К этим признакам относится не только, собственно, потеря интереса к текущим рабочим задачам, но и ряд других тревожных звонков:

  • Во-первых, «выгоревший» человек слабеет физически: он быстрее устает, хуже спит, чувствует недомогание, проявляющееся тошноты и головокружений. У него даже могут появиться соматические боли;,
  • Во-вторых, у него притупляются положительные эмоции и обостряются отрицательные: он чувствует подавленность, тревогу, становится рассеянным, раздражительным, заторможенным, перестает получать удовольствие от любимых занятий;
  • В-третьих, меняется его поведение: он подолгу задерживается на работе, даже когда в этом нет необходимости, он делает частые перерывы и не может сосредоточиться на одном задании. Его вредные привычки – будь то курение или употребление алкоголя – заметно усугубляются, а полезные, вроде занятий спортом, наоборот уходят на второй план и постепенно исчезают;
  • В-четвертых, выгорание сказывается и на интеллектуальных способностях: человеку требуется значительно больше времени на выполнение элементарных задач, он становится исключительно консервативным и отказывается применять новые методы, часто не понимает, чего от него хочет начальство;
  • Наконец, в-пятых, страдает его социальная жизнь: в условиях эмоционального выгорания чрезвычайно сложно поддерживать стабильный контакт с друзьями и насыщенно проводить время с семьей, а круг общения постепенно ограничивается только коллегами.

Кто виноват?

Причин, по которым люди сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, может быть множество, и далеко не все они лежат в плоскости организации рабочего расписания. Хотя, безусловно, если ты вынужден постоянно выполнять однообразные задачи под гнетом жестких дедлайнов, получая от начальства исключительно критику и с трудом сводя концы с концами из-за низкой заплаты, у тебя просто не получится не испытывать дискомфорта.

Источник фото

Некоторые люди от природы склонны к рефлексии, идеализму, самобичеванию. Они остро нуждаются в поощрении и тяжело переживают любой «разбор полетов». Они чаще страдают от потери мотивации и c большим трудом вновь обретают уверенность в себе. Однако в целом основным фактором, который влияет на эмоциональное состояние человека и приводит к выгоранию, является стресс, а испытывать стресс, как известно, может не только взрослый, но и ребенок.

«В условиях эмоционального выгорания человек чувствует себя истощенным и морально, и умственно, и физически, — говорит Татьяна Николаевна, преподаватель химии. — У него нет ни сил, ни желания что-либо делать. Конечно, с такой проблемой могут столкнуться и школьники. Зачастую это связано с тем, что у большинства мысль поступать в конкретный вуз возникает в лучшем случае в начале 11 класса. В итоге у ученика остается всего 9 месяцев для подготовки к экзамену с нуля. А иногда и того меньше.

К чему это приводит? К недосыпу и к перегрузкам из-за огромного количества школьных проверочных работ и дополнительных занятий. Кроме того, некоторые активно занимаются в спортивных секциях или посещают кружки. Таким образом, на их плечи ложится непомерная нагрузка. Ученики испытывают постоянный стресс, думая о том, что времени с каждым днем остается все меньше, а объем информации, которую необходимо усвоить, становится все больше. Результат – хроническая усталость, снижение мотивации, а к маю ощущение “выжатого лимона”».

Путь в никуда

Психологи выделяют пять стадий профессионального выгорания, и эту градацию можно с легкостью применить и школьникам или студентам:

  • На первой стадии ребенок или подросток живет в обычном режиме, с удовольствием готовится к урокам и испытывает лишь легкое недовольство собой. Изменения в его поведении настолько незначительны, что их не замечают ни родители, ни учителя;
  • На второй стадии к недовольству собой прибавляется апатия, учащаются жалобы на усталость, появляется ангедония. Однако при должном уровне внимания со стороны педагогов ученик все еще может сохранять продуктивность;
  • На третьей стадии симптомы выгорания становятся хроническими: школьник или студент часами собирается с мыслями, прежде чем начать писать сочинение или реферат и, выжав из себя несколько строк, теряет волю и силы; часто болеет, но даже с высокой температурой чувствует вину за то, что пропускает занятия; изводит себя мыслями о своей никчемности и бесполезности;
  • На четвертой стадии наступает кризис: ученик либо решается поделиться своими проблемами со старшими и с их помощью стабилизирует свое состояние, либо, не найдя поддержки, окончательно теряет способность к продолжительным, осмысленным действиям;
  • Пятая стадия, как правило, характеризуется наступлением тяжелой депрессии, невроза и других расстройств психики.
Источник фото

Выгорание – серьезная проблема, которая в ряде случаев становится диагнозом и требует уже медикаментозного лечения. При этом в наши дни общество развивается под давлением культа успешности, эффективности, продуктивности. Тот, кто жалуется на упадок сил и потерю мотивации, чаще встречает не сочувствие, а осуждение. Школьнику, который признается, что «завалил» контрольную из-за недостатка энергии, говорят: «Ты просто плохо старался!», не подозревая, что тем самым лишь усугубляют его и без того плачевное положение.

Свет в конце тоннеля

Если на последних стадиях эмоционального выгорания человеку уже требуется профессиональная психологическая, а порой и медицинская помощь, то на первых он вполне может попробовать разобраться со своей проблемой самостоятельно или при участии близких. В случае потери интереса к работе обычно рекомендуют задать себе следующие вопросы:

  • Приносит ли мне удовольствие то, чем я занимаюсь?
  • Хорошо ли я понимаю цели и задачи своей работы?
  • Чувствую ли я, что моя деятельность важна и приносит пользу?
  • Горжусь ли я своими успехами?
  • Готов ли я посвятить этой работе ближайшие 5, 10, 20 лет?

Чтобы дать выход отрицательным эмоциям, можно взять отпуск, встретиться со старыми друзьями, найти себе новое хобби или, в конце концов, сменить работу. Детям и подросткам в этом смысле приходится сложнее: они не могут бросить школу, а перевод в другой класс нередко оборачивается еще большим стрессом. Для них поиск нового источника мотивации порой становится невыполнимой задачей.

Источник фото

«Что такое мотивация? Мотивация – это силы, которые побуждают человека к действию, заставляют производить работу над собой и добиваться необходимого результата, — говорит Татьяна Николаевна. — Все мы — и родители, и преподаватели — хотим, чтобы ребенок был мотивированным и учился с огромным желанием. Но, к сожалению, наши потребности не всегда совпадают с действительностью. Каковы возможные причины отсутствия или снижения мотивации? И как мы можем изменить положение в лучшую сторону?

Начнем с того, что порой мама и папа решают за детей, в какой вуз им поступать. В результате у школьников изначально отсутствует желание учиться: они не видят в этом смысла. В такой ситуации преподавателю стоит обсудить выбор университета с учеником и его родителями: возможно, получится достичь компромисса, учитывающего пожелания абитуриента.

Бывает и так, что ученик считает предмет абсолютно неинтересным. В этом случае я как педагог готова приложить усилия, чтобы увлечь его своим предметом: показать ему яркие, запоминающиеся химические опыты, предложить проанализировать состав, указанный на этикетках привычных продуктов, или попробовать разгадать химический кроссворд с интересными фактами.

Некоторые демонстрируют низкий уровень знаний, и материал кажется им очень сложным. Итогом этого становится недопонимание и отсутствие мотивации. В таком случае стоит начинать совместную работу с более доступных тем, идти от простого к сложному. Ученик должен получать удовольствие и от самих занятий, и от достигнутых результатов, поэтому ему необходимо давать те задания, с которыми ему под силу справиться и которые обязательно порадуют его полученным ответом».

Нужно понимать, что рекомендации эксперта касаются главным образом начальных этапов эмоционального выгорания. С головой погрузившись в пучину апатии, человек испытывает колоссальное внутреннее напряжение из-за недовольства собой и разрушительного чувства вины перед всем миром. Он тратит очень много сил на то, чтобы хоть как-то держаться на плаву, и в таком положении со стороны взрослых родственников и учителей в высшей степени негуманно ругать его за плохие отметки и заставлять его учиться более усердно.

Лучший способ снять напряжение и восполнить истощенный переживаниями энергетический ресурс – это полноценный отдых. Да, родителям сложно разрешить ребенку остаться дома просто потому, что ему нужно расслабиться. Учителям еще сложнее согласиться с тем, что хроническая усталость – уважительная причина пропустить занятия. Но ребенок или подросток далеко не всегда осознает, что именно с ним происходит и почему он ощущает подавленность, вялость, эмоциональное истощение. И без поддержки старших вряд ли справится.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s