Только «пятерка»!

Давая напутствие первокласснику перед праздничной линейкой, родители часто желают ему учиться только на «отлично». Ничего особенного в этом вроде бы нет, однако такой посыл вполне может развить у ребенка так называемый комплекс отличника, который впоследствии проявится и во взрослой жизни. Зачем нужны школьные отметки, почему стремление быть первым во всем порой принимает опасные формы, и гарантируют ли «пятерки» профессиональный успех в будущем — разбираемся с нашими экспертами, преподавателями Ассоциации Репетиторов.

Под синдромом отличника обычно подразумевают состояние, при котором человек хочет быть первым во всем и получать только превосходные оценки своей деятельности. Этот синдром – или комплекс – может быть неплохим подспорьем и стимулировать на новые достижения в учебе и работе, а может перерасти в серьезный невроз, бороться с которым придется уже медикаментозно.

По симптоматике синдром отличника частично совпадает с перфекционизмом: и в том, и в другом случае человек стремится довести до идеала любое свое начинание и не терпит полумер. Разница же заключается в том, что перфекционист ищет критерии совершенства внутри себя, ориентируется главным образом на свои представления о прекрасном и может бесконечно переделывать проект или переписывать сочинение, даже если все вокруг твердят, что он уже достиг отличного результата.

Для того, кто страдает синдромом отличника, напротив, важна в первую очередь реакция окружающих, он жаждет похвалы и пойдет на все, лишь бы добиться одобрения своих действий – увидеть свое фото на доске почета или получить заветную «пятерку» по математике.

Такой маленький, а уже отличник

Проявления синдрома отличника у ребенка и у взрослого человека несколько различаются: дети и взрослые по-разному социализируются, окружение предъявляет к ним разные требования, они руководствуются разными критериям, оценивая свои успехи или провалы.

Источник фото

Очевидно, что для ребенка, страдающего синдромом отличника, характерно чрезвычайно болезненно реагировать на ситуацию, когда учитель ставит ему любую отметку, кроме «отлично»: даже «четверка» воспринимается как конец света. Известно немало случаев, когда плохая оценка становилась поводом для суицида: например, в апреле 2014 года в Казани ученик пятого класса повесился, получив «двойку». О причинах этого явления будет сказано ниже, а пока выделим ряд особенностей поведения ребенка, которые помогут родителям понять, что ему, возможно, требуется психологическая помощь:

  • Ребенок с синдромом отличника без тени сомнений жертвует встречей с друзьями, походом в цирк или возможностью поиграть в компьютерную игру ради того, чтобы весь вечер просидеть над учебником и подготовиться к уроку так, чтобы материал отскакивал от зубов;
  • Болезнь не является для него поводом не идти в школу, и он может не рассказать старшим родственникам, что плохо себя чувствует, лишь бы не пришлось пропускать занятия;
  • Его настроение напрямую зависит от оценок, которые дают ему окружающие: он впадает в отчаяние в ответ на минимальную критику и становится заносчивым, получив похвалу;
  • Даже в условиях напряженного графика он не жалуется не усталость и может до поздней ночи сидеть за уроками, если его вовремя не прервать;
  • Он становится завистливым, и успехи одноклассников вызывают у него приступы агрессии.

«Порой родителям бывает трудно заметить, в какой момент возникает нездоровый сдвиг от усердия к учебе в сторону болезненной реакции на недостаточно высокие оценки, — говорит Елена Павловна, преподаватель литературы и русского языка. — Беспокоиться можно начинать тогда, когда ребенок становится нервным, раздражительным и закатывает истерики по поводу оценок или, наоборот, уходит в себя, не гуляет, не общается со сверстниками. Здесь важно поговорить с ребенком и объяснить ему, что в процессе учебы гораздо важнее узнавать что-то новое, а не лезть из кожи вон, чтобы быть во всем первым. То есть нужно сформировать у него правильный учебный мотив: учиться — это значит постигать знания и уметь потом применять их в жизни, а внешнее одобрение и общественное признание важны, но не первостепенны».

Источник фото

«Школьные оценки представляют собой достаточно субъективное мнение учителя о знаниях ученика, они отражают действительность лишь наполовину, — считает Дмитрий Дмитриевич, преподаватель математики и информатики. — Один и тот же ребенок в слабом классе будет легко получать пятерки, а в более сильном классе может даже не оказаться в числе хорошистов. К тому же необходимо учитывать тот факт, что бывают хорошисты, которым все дается просто: прилагая минимум усилий, они находят способы так или иначе получать хорошие оценки, в то время как другие лишены подобных качеств. Они не понимают, как это происходит, и не могут так же легко, играючи учиться на «четыре» и «пять». И, лишь досконально изучив материал и потратив немало времени на подготовку, получают заветную «пятерку», в то время как кто-то другой получает ее на этом же уроке, потратив на подготовку лишь 5 минут на перемене».

Трудности взрослой жизни

Если школьная система образования предполагает жесткую, фиксированную систему оценки знаний, и ребенок хорошо понимает, чем «двойка» отличается от «пятерки», то взрослому обладателю синдрома отличника приходится в определенном смысле сложнее: да, вызов на ковер к начальству очевидно эквивалентен плохой отметке, а вот практика поощрений за успехи существует далеко не в каждой компании. К тому же распространено мнение, будто, если перехвалить работника, он сразу начнет халтурить.

Да и в целом принято считать, что, чем старше и опытнее становится человек, тем лучше он должен контролировать свои эмоции, поэтому дружеские комплименты, особенно среди мужчин, не слишком распространены. В таких условиях синдром отличника часто не находит выхода, консервируется, усугубляется и принимает угрожающие формы:

  • В поисках валидации человек начинает часто менять места работы, нигде не задерживаясь больше нескольких месяцев;
  • Он испытывает проблемы с построением как романтических, так и дружеских отношений: ему необходимо, чтобы его выбор был безоговорочно одобрен обществом, что в принципе невозможно;
  • Он становится склонен к тревожному или обсессивно-компульсивному расстройству, а также к депрессивным эпизодам.

Кроме того, некоторые психологи утверждают, что одним из проявлений синдрома отличника является неспособность человека перестать учиться: он получает одно высшее образование за другим, постоянно ходит на курсы и занимается с несколькими репетиторами, хотя формально в этом нет острой нужды.

Источник фото

«Позволю себе сказать, что синдром отличника вообще мало связан с нежеланием покидать учебную скамью, тем самым отодвигая реальные дела на потом, — не соглашается Дмитрий Дмитриевич. — Да и разве можно однозначно оценить, идет ли человек учиться ради того, чтобы отстраниться от реальности, или это ему действительно необходимо для дальнейшего роста? Некоторые считают высшее образование пустой тратой времени и не поступают в вуз, и, возможно, для них это действительно самое правильное решение! Правда, тот, кто университет не закончил, но многого добился в жизни, как правило, смог бы без особого труда получить высшее образование, но сознательно выбрал другой путь».

Родители и учителя против ребенка

Корни синдрома отличника, как ни странно, обычно лежат в плоскости отношений человека не с учителями, а с родителями. Спровоцировать его могут, казалось бы, совершенно невинные фразы, адресованные ребенку:

  • «Четверка – это не оценка!»
  • «Ты недостаточно стараешься!»
  • «Я в твои годы учился только на отлично!»
  • «Будешь плохо учиться – станешь дворником!»
  • «А вот у тети Маши дочка четверть на все «пятерки» закончила!»

В некоторых семьях даже существует традиция платить ребенку символическую сумму за хорошие отметки и/или наказывать его работой по дому за плохие. В результате «пятерки» становятся для детей способом заслужить любовь папы и мамы, доказать свою значимость, завоевать авторитет в семье.

Царящая в классе атмосфера, а также общепринятый подход к получению школьного образования играют второстепенную, но все же немаловажную роль. Сегодня, когда вопросом престижа становится наличие модного гаджета или одежды известного бренда, дети все реже по своей инициативе дразнят одноклассников за «двойки». Зато учителя продолжают развешивать ярлыки и делить класс на «тупиц» и «умников».

Источник фото

Чтобы избежать этого, в ряде стран – например, в Финляндии – школьные отметки до определенного срока не имеют большого значения, ученики редко пишут контрольные, а учителя не стремятся к увеличению числа отличников в классе: они скорее заботятся о том, чтобы отстающие не чувствовали себя аутсайдерами.

«Достижения детей в учебе и качество усвоения программного материала, разумеется, должны фиксироваться и оцениваться, — уверена Елена Павловна. — Это помогает понять, в какой мере ребенок способен самостоятельно оперировать полученными знаниями и какое содержание обучения можно ему предложить далее.

Система оценок учебного процесса позволяет подобрать для каждого ребенка, в том числе и для аутсайдера, доступное и при этом немного опережающее его возможности содержание обучения, т.е. учить тому, что он может усвоить, а не тому, что он уже знает. Только так можно реализовывать индивидуальный психологистический потенциал каждого ребенка, как сильного, так и слабого».

Так ли важны «пятерки»?

Даже если представить, что в школе ученикам перестанут выставлять отметки по пятибалльной (или любой другой) шкале, каждому человеку рано или поздно придется столкнуться с тем, что его действиям, знаниям, внешности будет дана оценка. Поэтому комплекс отличника может запросто трансформироваться в «комплекс лучшего работника месяца», или в «комплекс самой красивой девушки в группе», или в «комплекс великого мудреца» и т.д.

Как этого избежать? Увы, универсального рецепта тут нет и быть не может. Для того, чтобы выработать адекватное отношение к чужим суждениям о себе, часто требуются годы кропотливой работы над собой. Ребенку такую работу вести особенно сложно, поскольку в его распоряжении пока нет соответствующих психологических инструментов, в то время как ему со всех сторон твердят: «Будь лучшим! Будь амбициозным! Обеспечь себе успешное будущее!»

Источник фото

«Кто после школы добьется больших успехов? Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет, — признается Дмитрий Дмитриевич. — Хотя нередко оценить, ждет ли человека успех в будущем, можно по тому, насколько легко ему даются новые знакомства и общение с другими людьми: при прочих равных это является серьезным конкурентным преимуществом. Учиться хорошо – модно, как и вести здоровый образ жизни, поэтому дети, которым крайне важно, что о них думают окружающие, сильнее подвержены синдрому отличника. Но не оценки влияют на будущее, а то, какие навыки были приобретены за годы обучения в школе. Как раз в этом и заключается самая большая сложность: невозможно заранее определить потенциальную полезность тех или иных школьных знаний. Более того, бывают ситуации, когда просто нет возможности себя реализовать. Например, возможно, в будущем вы станете превосходным гонщиком “Формулы-1”? Как в школе должен проявиться данный талант? Никак!»

Нам стоит принять как данность тот факт, что оценки в школе не всегда ставятся справедливо и что они характеризуют не личность ученика, а лишь его успеваемость: «двойка» не делает ребенка недостойным, никчемным, ужасным, а «пятерка» — замечательным, любимым, уникальным.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s