Студенческая эмиграция

Хотя в наши дни получение высшего образования за рубежом уже перестало казаться экзотикой, количество россиян, ежегодно поступающих в иностранные университеты, по-прежнему относительно невелико: всего чуть более 50 тысяч человек. Для тех, кто сомневается, стоит ли тратить время, деньги и силы на то, чтобы провести студенческие годы в другой стране, эксперты Ассоциации Репетиторов рассказывают о преимуществах обучения в зарубежных вузах, языковой подготовке, а также о способах облегчить период адаптации к новой среде обитания.

Начинать разговор о высшем образовании за рубежом стоит с того, что в большинстве европейских и американских университетов принята двухуровневая система получения квалификации. Первый уровень – бакалавриат (3-4 года), второй уровень – магистратура (1-3 года). Соответственно, у потенциальных абитуриентов из России есть несколько основных вариантов последовательности действий:

  • 11 классов школы в России + бакалавриат и магистратура за рубежом
  • 11 классов школы в России + колледж или подготовительные курсы за рубежом + бакалавриат и магистратура за рубежом
  • 11 классов школы в России + 1 год бакалавриата в России + бакалавриат и магистратура за рубежом
  • 11 классов школы и бакалавриат в России + магистратура за рубежом

Таким образом, российский студент в иностранном университете – это далеко не всегда вчерашний школьник. Не совсем верным на деле оказывается и другой распространенный стереотип: учеба за рубежом – серьезный удар по семейному бюджету. Стоимость семестра в одном из западных вузов действительно колеблется от 400 до 10000 – долларов, евро или фунтов, в зависимости от страны. Однако есть вполне легальные способы получить все те же знания бесплатно или с небольшими затратами. В первую очередь, за счет грантов или стипендий.

  • Грант – это форма финансовой поддержки, которая выдается либо тем, кто находится в плачевном финансовом положении, либо тем, кто хочет заниматься исследовательской деятельностью в конкретной, релевантной области. Гранты даются на определенный срок и обычно не продлеваются.
  • Стипендии, как правило, получают те, у кого есть особые таланты и достижения – например, большой опыт работы в волонтерских организациях, победы на крупных спортивных соревнованиях или творческие успехи. Также существуют стипендии для представителей некоторых этнических и социальных групп.
Источник фото

Если добыть грант или стипендию не удалось, не стоит забывать о том, что есть целые страны и отдельные города, где иностранные студенты могут учиться бесплатно: эта опция предусмотрена в ряде вузов Италии, Финляндии, Германии, Швеции, Австрии и т.д. Правда, нужно сразу оговориться, что даже бесплатное образование порой предполагает затраты на еду, транспорт и прочие бытовые нужды.

География поисков

Как правило, когда речь заходит о получении образования за рубежом, в голову сразу приходят американские и британские вузы: главным образом потому, что в большинстве российских школ как иностранный изучают английския язык. За ним по степени распространенности идут французский, немецкий и испанский, и лишь в редких случаях – китайский или, например, арабский.

Подавляющее большинство зарубежных вузов требуют от потенциального студента пройти стандартизированный тест на знание языка, на котором ведется обучение: TOEFL, DELE, DELF и т.д. Чтобы выучить иностранный язык с нуля, необходимо потратить в среднем от двух до пяти лет. У школьников этот процесс часто занимает больше времени, потому что им нужно уделять внимание и другим предметам.

Вот и получается, что абитуриент, который с первого класса учил немецкий язык, а в девятом вдруг по каким-то причинам захотел после выпускных экзаменов поступать в один из французских университетов, имеет невысокие шансы добиться своего. Однако, если отдать сына или дочь в школу, где упор сделан на редкий язык, пребывая в твердой уверенности, что он или она в будущем обязательно уедет за границу, можно столкнуться с жестоким разочарованием: приоритеты порой меняются.

Источник фото

Существует немало государств, в которых есть программы обучения на языке, не являющимся родным для местных жителей. Например, знание только английского не будет препятствием для тех, кто хочет получить высшее образование в следующих странах:

  • Финляндия
  • Чехия
  • Польша
  • Швейцария
  • Австрия
  • Норвегия
  • Греция

Стоит ли овчинка выделки?

Сравнивать российское образование с зарубежным – дело неблагодарное. Хотя бы потому, что советская академическая среда на протяжении долгого времени была почти полностью оторвана от остального мира и жила по своим законам. По сути, реформа образования, ориентированная на западную модель, осуществляется только в наши дни. Тем не менее, нельзя не отметить, что иностранные вузы предлагают студентам ряд важных преимуществ:

«Начнем с того, что в другой стране ты получаешь возможность взглянуть на образование под другим углом и с другой стороны, — говорит Мария Михайловна, преподаватель английского языка. – Зарубежный вуз может демонстрировать принципиально иной подход к преподаванию и изучению будущей профессии. Иначе устроена даже организация занятий: только приступив к учебе, в первый же день ты четко знаешь свое расписание, включая зачеты, тесты, экзамены и места их проведения. На первом же занятии студент получает подробный учебный план с темами лекций, семинаров и, что очень важно, списком обязательной литературы. Таким образом, студент сам может варьировать свою внеучебную нагрузку и спокойно совмещать ее, например, с работой.

Во-вторых, во многих вузах студенты самостоятельно решают, какие предметы и в каком количестве они готовы изучать в текущем семестре. Исходя из необходимого минимума, разумеется. Поэтому совершенно нормально, когда на одной лекции сидят двадцатилетние студенты, которые набрали максимальное количество курсов и все время посвящают только учебе, и тридцатилетние мамы, которые совмещают учебу с семейными обязанностями и берут небольшое количество предметов.

Источник фото

В-третьих, техническое обеспечение зарубежных вузов в разы превышает возможности наших учебных заведений. То же самое можно сказать и о библиотеках. Помимо того, что они великолепно оснащены, все оборудование абсолютно доступно, функционально и комфортно.

В-четвертых, стоит упомянуть бытовые условия: большая, просторная, уютная территория кампуса, столовая с отличным выбором питания – как правило, шведский стол, а также тренажерный зал, больница. Вся эта инфраструктура очень помогает учебному процессу и позволяет минимально отвлекаться на бытовые трудности. Проживание на территории университета, конечно же, способствует формированию дружеских отношений, что тоже очень важно для психологического комфорта студентов».

Подводные камни

Зарубежный подход к образованию также содержит в себе немало поведенческих и организационных тонкостей, которые одним покажутся преимуществом, а другим заметно испортят впечатления от процесса обучения:

1) В Европе и США принято считать, что ответственность за успеваемость лежит исключительно на плечах студента: никто не будет заставлять лентяя учиться, а рассеянному по десять раз напоминать дату пересдачи. Вчерашнему школьнику бывает очень трудно принять такие правила игры – особенно если он привык к тому, что учителя и сами заинтересованы в том, чтобы он получал хорошие отметки;
2) Хотя и в зарубежной академической среде в избытке плетутся подковерные интриги, система выставления оценок там обычно формализована до предела, и единственный способ сдать экзамен – это отлично выучить материал. Ни больше ни меньше. Попытка продвинуться вперед лишь за счет личного обаяния с большой долей вероятности будет расценена, как нарушение этического кодекса;
3) В иностранных вузах часто формируется жесткая конкурентная среда. Студенты соревнуются друг с другом не только за оценки или за внимание педагога: каждый стремится во всем быть первым и лучшим, по максимуму отработать взятый на образование кредит, заслужить репутацию лидера и получить отличные рекомендации от супервизора;
4) Диплом престижного британского вуза вовсе не гарантирует своему обладателю место в какой-нибудь процветающей лондонской компании. Огромное количество бывших студентов возвращаются в Россию из-за рубежа просто потому, что не могут найти работу по специальности. Поэтому, принимая решение о переезде в другую страну по учебной визе, необходимо загодя тщательно ознакомиться с местным рынком труда и уже на первом курсе иметь хотя бы приблизительное представление о том, куда будешь впоследствии подавать резюме.

Источник фото

«Ученики, которые готовятся к поступлению в зарубежный вуз, ко мне обращаются – в том числе по рекомендации, но нечасто. Среди них есть как те, кто только заканчивает школу, так и студенты, которые хотят продолжить обучение в другой стране. Инициатива же, как правило, исходит от родителей. — рассказывает Алина Игоревна, преподаватель английского языка. — Существует мнение, будто высшее образование за рубежом лучше, чем в России. На мой взгляд, все зависит от вуза и сферы деятельности. Более того, мне кажется, что школьное образование в России сильнее, чем, например, в США. Так или иначе, я убеждена, что высшее образование надо получать в той стране, где впоследствии собираешься жить и работать: слишком разная специфика и реальность – как политическая, так и экономическая».

Предусмотреть заранее

Впрочем, даже если новичка полностью устраивает стиль обучения в зарубежном университете, и он видит свою будущую жизнь за пределами России, ему все равно неизбежно предстоит пройти период адаптации. Обычно такой период занимает от двух-трех месяцев до года и существенно облегчается, когда человек быстро обрастает дружескими связями и активно принимает участие в студенческих мероприятиях – от экскурсий и вечеринок до конференций для начинающих ученых.

По мнению Марии Михайловны, есть несколько способов быстрее влиться в коллектив и привыкнуть к жизни в другой стране:

  • Быть настроенным позитивно
  • Пробовать и экспериментировать
  • Быть открытым к новым знакомствам
  • Задавать много вопросов
  • Путешествовать

«Я полагаю, что образование за рубежом – весьма выгодная инвестиция в будущее ребенка, — продолжает Мария Михайловна. – Но только в том случае, если это не дань моде, а серьезный и обдуманный шаг. Если ребенок четко понимает, зачем и для чего он это делает, какие преимущества это дает на рыке труда, как расширяет его кругозор в профессии».

В любом случае важно помнить: на какой бы вуз в итоге ни пал выбор ребенка и родителей, нельзя полагаться на «авось» и надеяться, что возможные трудности со временем исчезнут сами собой. Да, будущему студенту в какой-то момент действительно придется приноровиться к насыщенному расписанию занятий и найти общий язык с однокурсниками. Однако отсутствие в меню столовой диетических блюд может стать серьезным препятствием для аллергика, а неудобная и чересчур долгая дорога до кампуса будет съедать много драгоценного времени и отчаянно раздражать день за днем.

Чтобы таких накладок не произошло, следует заранее тщательно изучить среду, в которой предстоит оказаться, и разработать примерный план действий на случай возникновения той или иной проблемы. И тогда ничто не помешает получить от образования за рубежом максимальную пользу.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s