Двигательная единица

Первое сентября неизменно располагает к разговорам о современном состоянии образования. Чему сегодня учат и как (а также почему), не пора ли упразднить всё на свете — и что мы можем противопоставить этому “всему”. Как должны проходить уроки, какими должны быть парты, нужна ли школьная форма, дарить ли подарки учителям — вопросов, достойных обсуждения, к началу учебного года обнаруживается масса, один важнее другого.
Из всех них мы решили выбрать один из самых неочевидных — уроки физкультуры. Причин тому уйма, но главная — в поразительном пренебрежении этим предметом, ставшим уже своего рода нормой.
Помогать разбираться со всеми нюансами физподготовки в школе нам будет преподаватель Ассоциации репетиторов Лидия Андреевна.

Физика и жизнь

Первый тезис, встречающийся во всех без исключения публикациях, посвящённых урокам физкультуры, заявляет великую важность этого предмета для школьника. Читающий молча кивает — да, конечно, бегать и двигаться — это очень важно при современном малоподвижном образе жизни.
Министерство образования с характерной безапелляционностью заявляет о категорической важности уроков для всех школьников:

«Уроки физкультуры должны быть доступны для всех. Сегодня все более странно звучит фраза “освобожденный от урока физкультуры”. Освобожденных от уроков физкультуры быть не должно, уроки просто должны быть адаптированы к тем или иным группам».

Это слова главы департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ Александра Страдзе, произнесённые два года назад.

В рамках этого же вектора привлекательность уроков физкультуры попробовали повысить, привлекая профессионалов. В частности, было объявлено, что школьные программы по физкультуре будут разрабатывать известные спортсмены уровня Евгения Плющенко и Елены Исинбаевой.

Ещё одна акция по повышению имиджа предмета — приглашение на урок физкультуры гимнастки Светланы Хоркиной. В сентябре Хоркина провела урок в одной из школ Южно-Сахалинска.

Источник фото

Общаясь с журналистами, Хоркина пояснила свою позицию относительно занятий физкультурой:

“Сегодня жизнь идет в очень быстром ритме, и поддерживать себя в хорошей физической форме просто необходимо. Успешный человек — здоровый человек”.

Иными словами, общая позиция относительно школьной физкультуры, которую автоматически приравнивают к спорту, — “это полезно для здоровья”.

Цельность личности

Источник фото

Между тем фраза “это полезно для здоровья” оставляет внутри большой знак вопроса. Здоровье как будто бы мыслится отдельной составной частью человека, за которой отдельно ухаживают, как за стоящим на подоконнике растением.

За таким подходом скрывается порочная практика “расчленения” человека на элементы, в то время как мы всегда имеем дело с целостной системой.

В древнегреческих гимнасиях, воспитательно-образовательных учреждениях, давших название современным гимназиям, занимались физическими упражнениями наряду с науками. Соотношение времени, затраченного на первое и второе, было равным: греки считали, что внешняя красота тела свидетельствует о внутренней гармонии. Вероятно, вид тощего сутулого отличника оставил бы у них много вопросов.

Источник фото

Конечно, обращаться к античности в поисках идеала, на который следовало бы ориентироваться, было бы наивно. И всё же эта небольшая историческая зарисовка подкидывает нам важную мысль: отчего-то телу придавалась не меньшая важность, чем так называемым знаниям. Эта идея, кажется, не чужда и современным преподавателям.

“Физическая культура — это особый вид культуры, который у нас почему-то многие недооценивают, если не игнорируют. Часто используемое слово «физра» показывает, насколько данный предмет неправильно преподносится, — говорит Лидия Андреевна, выпускница Universite Paris X Ouest Nanterre la Defense.
Дети и родители должны понимать, что это не просто 45 минут игр и бега, а занятия, которые помогают формированию силы, выносливости, не говоря о дисциплинированности и других качествах личности. Преподаватель должен говорить с учениками, объяснять, а не просто давать задания, как это чаще всего происходит”.

Интересно, что взгляд на тело и интеллект как единую замкнутую систему, — основа всех без исключения практик, направленных на сосредоточение. К примеру, йога и цигун — две, пожалуй, самые известные на западе “духовные” практики — идут как бы снаружи вовнутрь, направляя внимание с помощью движений. Непосредственное созерцание в йоге считается возможным лишь тогда, когда тело вышколено должным образом. В частности, считается, что балансировке внимания способствуют балансовые же позы. Не ахти какое откровение, правда? – попробуйте постоять на одной ноге, будучи на взводе.

Физкультура как феномен

Во многом современные представления о физкультуре сложились из-за многолетнего подхода “быстрее, выше, сильнее”, превыше всего ставящего именно достижения. Одно из крайних выражений такого подхода можно найти в ряде стран (например, США), где физические успехи могут компенсировать и даже заменить интеллектуальную индифферентность. Вспомним эпизод из “Форреста Гампа”, в котором главный герой, по собственному выражению, “пробегает сквозь колледж”. Вспомним роман “Я — Шарлотта Симмонс” Тома Вулфа, где для студентов-спортсменов даже созданы специальные курсы, позволяющие тратить минимум времени на учёбу и максимум — на участие в межуниверситетских соревнованиях, поддерживающих имидж учебного заведения.

Источник фото

Необходимость опережать, обгонять, прорываться очень точно отражает социальную идеологию, основанную на сугубо индивидуалистическом подходе. Лучшие результаты, а в равной степени и оценка физического усилия вообще, весьма созвучны слоганам, к которым сводится современное — по счастью, понемногу переосмысливающееся — мировоззрение.

Тело в нём — в первую очередь инструмент для достижений и демонстрации социального статуса. Выложить в инстаграм фотографию собственного пресса — продемонстрировать своё соответствие некоторому усреднённому представлению о “надо”. Но с точки зрения психологии (ещё одна отдельная составляющая “тела-сборной солянки”) это “надо” чревато комплексами, неврозами и общим состоянием угнетения.

Вместе с тем никто не учит, почему почти все эмоциональные состояния описываются в терминах тела — ”ком в горле”, “мурашки по телу”, “бабочки в животе”, “волосы дыбом”. Физическая культура как предмет не ставит себе задачей объяснить, что тело — единственное средство, позволяющее ощущать мир так, как мы его ощущаем, не объясняет, что такое болезнь (помимо того, что это повод прогулять урок физкультуры) и уж конечно не претендует на то, чтобы научить владеть своим телом подобно тому, как мы (мнимо) владеем разумом.

Привычка к занятиям

“Я занималась спортом ежедневно в течение многих лет. Конечно, я из своего школьного прошлого помню, как мне уроки физической культуры казались чем-то ненужным и непонятным”, — говорит Лидия Андреевна.

Дисциплина, к которой приучают на занятиях физкультурой, в целом мало отличается от того, что практикуют на других уроках. Только если в классе необходимость сидеть тихо и в целом выполнять требования учителя кажется хоть как-то обоснованной (например, тем, что из-за разговоров не слышно происходящего у доски), урок физкультуры в целом кажется непосредственным насилием над личностью: здесь не отсидишься молча, здесь нужно делать какие-то непонятные телодвижения.

Разумеется, соревновательный дух и естественная потребность в движении сильно сглаживают эффект, но помимо детей, которым нравится нарезать круги, отжиматься или играть в волейбол, немало и тех, кто с куда большим удовольствием позанимался акробатикой, балетом или бадминтоном.

Источник фото

Конечно, всё это кажется тонкостями, но задумайтесь вот о чём: физические занятия — то немногое, что до сих пор способно конкурировать с техникой просто за счёт того, что переключает внимание на тело. Привычка заниматься собой непосредственно и регулярно, получая от этого удовольствие (и да, “пользу для здоровья”), помогает приучить себя к регулярности и усидчивости в других делах. И задача уроков физкультуры в первую очередь – сформировать у учеников осознанную потребность во внимании к себе.

Источник фото

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s