Как тяжело уметь читать

Учительские и родительские жалобы на то, что дети стали меньше читать, уже давно стали общим местом. Винить в этом принято гаджеты, компьютерные игры и всевозможные развлечения, с которыми книгам действительно сложно конкурировать. Однако — к счастью или к огорчению родителей, — проблема не всегда в гаджетах. Иногда сложности с чтением вызваны дислексией — специфическим расстройством, довольно часто встречающимся среди школьников. Об особенностях этого расстройства, его влиянии на учёбу и возможностях коррекции мы поговорим сегодня, а о личной практике расскажет преподаватель Ассоциации репетиторов Дарья Игоревна.

Зачем нам это

Первое предложение в тексте о дислексии на русском языке должно звучать так: “Послушайте!”.
Дислексия — расстройство, встречающееся повсеместно, часто (по разным данным, ей страдают от 8 до 14% людей) и неизменно досаждающая детям, учащимся в общеобразовательных школах. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться детям-дислексикам, можно прочитать, например, на странице проекта «Детство дислексика в России. Реалии XXI века«: в каждом родительском письме — описание издевок преподавателей, отказывающихся принимать во внимание особенности ребёнка.

Источник фото

Широкая распространённость среди детей, увы, почти никак не компенсируется поддержкой со стороны учителей: о дислексии знают мало, чаще вообще не знают, и все сложности, ею вызванные, предпочитают списывать на лень, нежелание учиться, внутренний протест или просто плохое воспитание.
Хорошая новость: чаще всего это расстройство можно выявить в довольно раннем возрасте. Ещё одна хорошая новость: с ним можно работать у логопеда, и далеко не безрезультатно.

Словарное определение

Итак, что же такое дислексия?
В психоневрологии этим словом называют нарушения чтения. Существует также дисграфия — нарушения письма, часто они идут рука об руку. При этом нарушений умственного развития у ребёнка, страдающего от этих расстройств, чаще всего не наблюдается, что, по всей видимости, и заставляет учителей наклеивать ярлыки вроде “плохо старается” или “лентяй”.
Тем не менее, обнаружить симптомы дислексии довольно просто. Дети-дислексики:

  • допускают ошибки при чтении
  • пропускают звуки (или добавляют ненужные)
  • искажают звучание слов
  • меняют местами буквы в словах
  • пропускают начальные слоги слов
  • стабильно медленно читают

Кроме того, они зачастую не могут чётко определять на слух некоторые звуки и использовать их в собственной речи и при чтении/письме. Чаще всего речь о близких по звучанию “Д-Т”, “К-Г”, “Б-П”, “С-З”, “Ж-Ш”.

Источник фото

Дисграфию заметить ещё проще — достаточно методично просматривать домашние работы/диктанты вашего ребёнка по русскому языку. Характерные признаки дисграфика:

  • пренебрежение заглавными буквами, знаками препинания
  • очень неразборчивый почерк
  • в средних и старших классах — короткие фразы из малого числа слов
  • грубые ошибки в словах (слитное написание предлогов, раздельное — приставок, неумение передать мягкость согласного)
  • путаница в буквах со схожими очертаними — “З-Э”, “Р-Ь”
  • неверное начертание букв (лишние палочки в “Ш”, недописанный крючок в “Щ”)
  • очень медленная скорость письма

Все эти ошибки специфичны и типичны, то есть, встречаются комплексно. Если вы обнаружили у ребёнка один или два из перечисленных симптомов, это ещё не повод бить тревогу.

Предпосылки и причины

Разумеется, причины появления дислексии у всех индивидуальны. Подробный механизм их возникновения — тема для отдельной беседы, изобилующей специальными терминами, поэтому мы постараемся ограничиться информативным, но кратким объяснением.

В научении письму и чтению участвуют сразу несколько анализаторов (сенсорных систем) — речедвигательный, речеслуховой, зрительный и двигательный. Процесс перешифровки того, что мы воспринимаем на слух, в письменный текст, окончательно формируется только к 10-11 годам, и для хорошей работы этого механизма необходимо, чтобы хорошо были сформированы все стороны речи.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то читать и писать ему будет научиться непросто: нечётко звучащая речь не способствует её распознаванию. Так что проблема с речевым слухом — одна из главных причин нарушений у дислексиков. (Обратим внимание, что при этом музыкальный слух может быть развит прекрасно.) Логопеды отмечают, что в группе риска дети, которых называют “мямлями”: от нечёткого артикулирования бывают нечёткие ответные реакции, чреватые ошибками в речи и письме.

В той же группе причин — недостаточное развитие так называемого зрения на буквы. Речь не об успешно пройденном тесте в кабинете офтальмолога, а об умении соотносить очертание буквы с обозначаемым ею звуком. Эту проблему легко понять тем, кто когда-то учил восточные языки и заново осваивал алфавит (например, деванагари): для того, чтобы усвоить, что скрывается за каждым значком, нужно потратить немало времени и усилий.

На появление дислексии и дисграфии также влияет неравное развитие полушарий мозга. В подавляющем большинстве случаев центр речи находится в левом полушарии, в то время как правое отвечает за символическую часть. Поэтому, в частности, дети-дисграфики зачастую демонстрируют выдающиеся успехи в рисовании.

Источник фото

Нельзя не сказать и о наследственном факторе. Генетическая предрасположенность к недосформированности мозговых структур нередко передаётся по наследству, поэтому, если у родителей были проблемы с чтением и письмом в школе, есть вероятность, что аналогичные проблемы будут и у их детей. Нарушения чтения обычно бывают заметны уже ко второму классу школы.

Наконец, ещё одна причина — двуязычие в семье, неизменно сказывающееся на способностях ребёнка к овладению письменной речью. В последние несколько десятилетий эмиграция стала привычным явлением, так что дети, овладевающие новым языком, сталкиваются с трудностями гораздо чаще.

Кстати, хорошие новости для родителей девочек: у них дислексия встречается в 3-4 раза реже, чем у мальчиков.

Диагностика и лечение

Обнаружить дислексию и дисграфию не так сложно, если регулярно обращать внимание на школьные успехи ребёнка. Дислексики могут не иметь никаких проблем с математикой и другими предметами, демонстрируя недюжую сообразительность, поэтому главный тревожный сигнал — плохие оценки по русскому языку и нелестные отзывы учителя.

Разумеется, самостоятельно диагностировать дислексию не получится, для этого необходима помощь логопеда. Ничего не стоит спутать специфическое расстройство с отсутствием мотивации к учёбе в целом.

“В моей школьной практике были дети, которые с трудом читали даже в старших классах, однако родители не видели в этом никакой проблемы, поэтому проблема не диагностировалась и невозможно точно сказать, что речь шла именно о дислексии, — говорит Дарья Игоревна, выпускница Московского педагогического государственного университета. — Такие дети имели низкую успеваемость по всем предметам, ничего не читали, при письме допускали огромное количество ошибок”.

Источник фото

Если же дислексия была диагностирована у врача, первое, что нужно сделать, — убедиться, что педагог в курсе этой проблемы и вполне понимает, о чём речь. Вполне вероятно, что врач проинструктирует вас, как правильно выполнять корректирующие упражнения дома. Вне зависимости от того, какими они будут, родителям важно помнить несколько вещей, которые сильно помогут ребёнку:

  • Ни в коем случае не проверяйте ребёнка на скорость чтения. Единственное, чего можно добиться этими проверками, — качественный невроз.
  • Предпочтите качество количеству. Большие диктанты — нет, упражнения на развитие речевого слуха — да. Принцип “чем больше, тем лучше” тут не работает.
  • Не давайте ребёнку-дисграфику упражнения с ошибками, которые нужно исправить.
  • Забудьте о наказании и ругани в качестве “поощрения” за ошибки. Вообще, эмоции на время работы с ребёнком лучше в буквальном смысле собрать в кулак: лучшее, что вы можете сделать в качестве помощи вашему школьнику, — создать атмосферу спокойствия и уверенности. Как раз их ему так сильно не хватает в школе.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s