Эмоциональная нагрузка


Силами массовой культуры многие научные термины обрастают массой мифов, имеющих весьма посредственное отношение к реальности. Мы уже рассказывали о мистификациях вокруг IQ (статью можно найти по ссылке), а сегодня поговорим о другой, чуть менее известной аббревиатуре — EQ. Поможет нам в этом преподаватель Ассоциации репетиторов Ольга Валентиновна.

Разум и чувства

— Сколько получится, если 20 умножить на 40?
— Сколько времени нужно пешеходу, чтобы добраться из пункта A в пункт B, между которыми 30 километров пути?
— Что вы сейчас чувствуете?

Последний вопрос кажется, мягко говоря, неуместным. Ещё бы! В первых двух случаях задачи обращаются якобы к вашему разуму, а в последнем — к области чувств. Зачем? Какая разница, что я чувствую (и более того: какое вам дело?)?
Когда речь заходит об эмоциях, у нас включается качественная, годами вырабатывавшаяся броня. Об эмоциональной сфере не принято говорить иначе как с самым близким кругом, демонстрировать свои эмоции считается неприличным, а разбираться с ними — и вовсе странная затея: на то они и эмоции, чтобы их проживать, а не размышлять о них.
Научные исследования говорят об обратном.
Немецкие психологи Тайлакер и Визингер выяснили интересный факт.: оказывается, на успех в социальной и личной жизни оказывает гигантское влияние уровень развития эмоционального интеллекта. Если говорить о процентном соотношении, то пресловутый IQ для этого успеха важен на 20%, а EQ (emotional quotient, уровень развития так называемого эмоционального интеллекта) — на все 80%.
Этот вывод, сделанный в начале 90-х, заставил пересмотреть общепринятые взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей.

Как это работает?

В целом, эмоциональный интеллект — это нечто, позволяющее нам различать эмоции (как свои, так и окружающих), управлять своими эмоциональными состояниями, а также сочувствовать другим.
Термин появился не так давно — изучать эмоциональный интеллект начали чуть больше десятилетия назад, но сегодня это уже полноценная область, интересующая многих исследователей по всему миру. Впервые термин употребили в 1990 году Дж. Мейер и П. Салоуэй, обозначив эмоциональный интеллект как “способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности”.
Как можно догадаться из определения, эта способность, будучи хорошо развита, весьма полезна не только для школьников, но и для их преподавателей.

Источник фото

“Как правило, родители, когда при первом общении с ними (ещё по телефону) кратко мне обрисовывают ситуацию в школе, а некоторые даже и психоэмоциональный тип своего ребёнка, — говорит Ольга Валентиновна. преподаватель обществознания, выпускница РУДН. — В процессе занятий я устанавливаю доверительные отношения с учениками, ориентируясь на психотип каждого. Это приводит к тому, что они иногда начинают меня воспринимать не только как репетитора, но и подросткового психолога и сами рассказывают о своих проблемах, в том числе о взаимоотношениях с учителями (причём не только по моему предмету)”.

Чем больше, тем лучше?

Хорошая новость: к счастью, никому пока не пришло в голову делать результаты тестов на уровень EQ необходимой частью поступления в вуз. Не очень хорошая новость: до тщательного понимания важности развития эмоционального интеллекта нам предстоит проделать немало всего.
Первый шаг в этом направлении — как обычно, признание проблемы. Для начала нужно понять, что между чувствами и эмоциями есть разница: эмоции — неконтролируемые реакции на всё происходящее, чувства — то, во что мы преобразовываем эмоции и как их демонстрируем (или прячем). Поэтому умение распознавать свои эмоции — умение куда более фундаментальное, чем, например, способность понять, где у дроби числитель, а где знаменатель.

Источник фото

Что такое “хорошо развитый эмоциональный интеллект”?

  • умение контролировать свои чувства, не давая им “перекипать”
  • способность распознавать свои эмоции и принимать их — а следовательно, и
  • осознанно влиять на свои реакции
  • умение понимать эмоциональное состояние окружающих и находить с ними точки соприкосновения
  • способность к сочувствию, соболезнованию, со-радованию, etc.

Разумеется, по мере накопления опыта эмоциональный интеллект возрастает, поэтому EQ взрослого, как правило, выше, чем EQ ребёнка. Однако умение разбираться в своих чувствах и управлять ими — важный фактор, который укрепляет психологическое и соматическое состояние школьника. И наоборот, низкий уровень эмоционального интеллекта чреват алекситимией (затруднением в осознании и определении собственных эмоций), что, в свою очередь, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых.

Помехи!

Прежде всего, стоит узнать о том, что не развивает эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект не развивают гаджеты (если, конечно, у вас не стоит на них специальное приложение “Прокачай эмоциональный интеллект!”), более того, тормозят его развитие.

  • Функционал социальных сетей даёт очень ограниченный набор инструментов для передачи эмоций
  • Юные пользователи социальных сетей буквально разучиваются решать конфликты, предпочитая скорее “удалить из друзей” обидчика или внести его в “чёрный список”
  • Падает уровень эмпатии: не будучи в состоянии почувствовать в полной мере, что пытается передать человек в социальной сети, ребёнок не может и выразить сочувствие ему должным образом. Смайлик “сочувствую”? Нет, так это не работает.

Безусловно, у гаджетов есть масса достоинств, но если мы говорим о том, что школа (или же частные занятия) — это ещё и пространство эмоционального обучения, то безусловно, использование гаджетов в нём должно быть ограничено.

Источник фото

“На групповых занятиях есть те, кто сидит в телефоне (в социальных сетях), — сетует Ольга Валентиновна — В данном случае помогает только жёсткий контроль. Иногда приходится несколько раз за занятие сказать «убери телефон». Было бы действенно отобрать телефон на время занятия вообще, но я не сторонница такого вмешательства в личное пространство ученика. Для меня важно, чтобы инициатива убрать телефон исходила именно от него, пусть даже под моим руководством”.
Одно из последствий слабо развитого эмоционального интеллекта — пропасть на месте эмпатии. В сочетании с деградирующим навыком решения у подростков это может выражаться в весьма устрашающих формах. Непроработанная обида в сочетании с нечувствительностью к чужой боли на выходе даёт подчас трагические последствия: вспомним хотя бы историю японской школьницы по прозвищу Невада-тян.

Воспитание чувств

В идеальном мире обучение — это процесс, включающий в себя все стороны человеческой личности, включая и эмоциональное развитие. Проекты создания эмоционально-интеллектуальной образовательной среды (Social Emotional Learning), уже существуют на западе, у нас же подобным занимаются пока только альтернативные частные школы (о которых мы тоже писали недавно). Такая среда предполагает, что дети учатся понимать собственные эмоции и эмоции окружающих для того, чтобы успешно ими управлять и использовать в учёбе и других сферах.

Источник фото

Развивать эмоциональный интеллект можно двумя способами — напрямую и опосредованно, развивая качества, с ним связанные.
“Прямой” способ активно развивают всевозможные коммерческие центры, занимающиеся коучингом, повышением эффективности, личностным ростом и тому подобными вещами. Как правило, большинство из них предлагает детские программы-интенсивы, в короткие сроки помогающие освоить азы. Таких центров множество, выбирать из них — занятие, предполагающее высокий уровень осведомлённости и доверия, а также понимания, для чего подобные вещи нужны.
Если же развитие эмоционального интеллекта вашего школьника вам кажется скорее экзотическим хобби, каким когда-то была йога, то поспособствовать ему можно, прибегнув ко второму методу (разумеется, тщательно блюдя личную осознанность).
Сегодня мы уже знаем, что эмоциональный интеллект формируется под влиянием ряда личностных черт. Среди них:

  • эмоциональная устойчивость
  • положительное отношение к себе
  • готовность видеть причину происходящего в себе (так называемый внутренний локус контроля)
  • эмпатия

Развитие каждого из этих пунктов — задача не из простых, даже при условии, что родитель — сам живое воплощение всех этих качеств (а ведь зачастую это не вполне так).

Несколько упражнений

Три самых элементарных шага к тому, чтобы научиться работать со своими эмоциями, можно освоить прямо сейчас. Они элементарны и, кроме того, могут использоваться как детьми, так и взрослыми.

Источник фото

Во-первых, следует отслеживать оценочные суждения о себе (“Какой же я глупый!”) и заменять их простой констатацией (“Я ошибся”, “Я был недостаточно внимателен”). Ошибки и невнимательность — не повод считать себя глупым или недостойным. Родителям тоже стоит повторять это почаще.

Во-вторых, стоит воспитать привычку к мысли, что ответственность за совершённые действия — на том, кто их совершил. Осознание ответственности, последствий, etc. — очень полезный навык не только для будущей “взрослой” жизни, но и для физического здоровья (доказано психологами Эллен Лангер и Джудит Роден в 1976 году).

Наконец, в-третьих, выражения “я всегда” или “я никогда” временно заменяются на “иногда” и “в этот раз”. На первый взгляд бессмысленное действие творит чудеса: тот, кому “никогда не удавалось написать сочинение”, без всяких усилий становится человеком, которому иногда приходится сталкиваться с трудностями при написании сочинений. А это уже совсем другое дело — и совсем другие эмоции.
Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s