Что могут предложить альтернативные школы?

Словосочетание “альтернативная школа” для тех, кто не занимается темой образования профессионально, звучит экзотично. Заявить о том, что отдаёшь ребёнка в альтернативную школу, — всё равно, что признаться в покупке тапочек с подогревом: это понятный и по-своему интересный шаг, но не слишком ли сложно?
Ведь речь идёт всего-навсего о школьном образовании, зачем тут изобретать велосипед?

Что собой представляют альтернативные школы, зачем они нужны и кому подходят — разбираемся сегодня с преподавателем Ассоциации репетиторов Татьяной Геннадьевной.

Немного предыстории

Отдельные направления, о которых мы будем сегодня говорить, зарождались в разные временные периоды — так, например, Вальдорфская педагогика возникла ещё в первой четверти XX века.
Тем не менее, говоря об “альтернативных школах”, как правило подразумевают “свободные школы”, появившиеся в конце 60-х годов XX века. В Педагогическом энциклопедическом словаре Б.М. Бим-Бада их определяют как “неполные и полные средние школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и методам работы с учащимися”.

Источник фото

Типизировать их можно по-разному. Уже упомянутый Бим-Бад предлагает выделить несколько основных видов таких школ:

  • “открытые школы” (это школы, в которых нет разделения на традиционные классы)
  • “школы без стен” (школы, которые как бы вписаны в местную общину и живут с ней общей жизнью)
  • “магнитные школы” (в них учащиеся получают углублённые знания в конкретной области знания)
  • “уличные академии” (специальные центры, обеспечивающие среднее образование для тех, кто по разным причинам не смог его получить — как правило в силу социальных факторов)

Однако отнюдь не все школы можно включить в эту каталогизацию. Некоторые из них причисляются к альтернативным по одной простой причине: они не похожи на традиционные государственные школы.

Альтернатива? Зачем?

“Родители могут отдать своего ребёнка в альтернативную школу, если, ребёнок не вписывается в обычную школу, не принимает и не понимает требований, предъявляемых ему, постоянно нарушает правила поведения, не может учиться по государственным программам; или же родители считают, что в обычной школе плохо учат, или обычная школа травмирует психику ребенка”, — считает Татьяна Геннадьевна.

Альтернативная школа Альфа, Канада. У учеников здесь нет расписания занятий и режима дня, а классы делятся не по возрасту или умственным способностям, а по интересам.

Где именно находится “спусковой крючок” у каждого отдельно взятого родителя, сказать сложно, но в любом случае приходится признать: государственная система образования имеет ряд особенностей, исключающих глубокое понимание индивидуальности учащегося.

  • за счёт большого внимания к интеллектуальному развитию упускается процесс социальной адаптации ребёнка, научению его общению, разрешению конфликтов, etc.;
  • определение будущей профессии по природным склонностям и способностям ребёнка не ставится в число приоритетов (исключение — специализированные профильные школы);
  • детей не учат разбираться в собственных желаниях, ставить цели и достигать их, как следствие — иметь адекватную самооценку;
  • наконец, упирая на так называемые знания, школьная программа фактически игнорирует духовную сферу учащегося.

Альтернативные школы пытаются компенсировать эти упущения — все сразу или же по крайней мере часть из них. Средства для этого у всех свои, но цели в общем созвучны.
Попробуем присмотреться к нескольким из альтернативных школ, существующих в России.

Школа Монтессори

Источник фото

В основе педагогики, разработанной итальянкой Марии Монтессори, лежит представление о том, что ребёнок — лучший учитель самому себе. Поэтому главная функция школы — обеспечить ему подходящую среду для обучения: образовательные материалы, адаптированное помещение и понимающего учителя-наставника. Функция последнего при этом — не в том, чтобы “вложить знания” в учащегося, а в том, чтобы привести ребёнка к знанию, оставив их наедине и, в конечном счёте, самоустраниться, оставшись наблюдателем.

Школа Монтессори складывается из ряда обязательных характеристик:

  • группы собираются из детей разных возрастов (все учащиеся делятся по “периодам” — 3-6, 6-12 и 12-18 лет);
  • ученики получают объяснения не от учителя, а из работы с материалами;
  • они сами выбирают себе занятия из предложенных;
  • всё обучение распределено по периодам, каждый из которых длится три часа;
  • передвижение по классу происходит свободно;
  • в качестве учебных материалов обычно используются специально разработанные Марией Монтессори пособия;
  • в классе присутствует подготовленный педагог.

“Я была на уроках в школе, которая работает по методике Монтессори, — говорит Татьяна Геннадьевна. — Это были начальные классы с 1 по 4. Я только наблюдала. Мне очень понравилось в этой школе: самостоятельность учащихся, их свобода, индивидуальный подход к каждому, оснащенность кабинета”.

Источник фото

Если верить исследованию, опубликованному в журнале Science в 2006 году, по ряду критериев дети из школы Монтессори опережали своих сверстников. К концу начальной школы они писали более творческие эссе, используя при этом более сложную структуру предложений, а отвечая на вопросы, содержавшие социальные дилеммы, выбирали более позитивные ответы. Кроме того, что немаловажно, они испытывали большее чувство общности в школе.

Вальдорфская школа

История Вальдорфской педагогики начинается в 1919 году и связана с именем Рудольфа Штайнера, основателя антропософии, “науки о духе”.

Источник фото

Любой альтернативной школе достаётся от критиков, но кажется, Вальдорфским школам повезло в этом смысле больше всех: учитывая, что её идеолог — основоположник мистико-религиозного учения, саму педагогику обвиняют во всех тяжких, начиная от “шарлатанства” и заканчивая “антихристианским духом”.
И всё же попробуем заглянуть внутрь.

Главная ценность здесь — духовное развитие учеников, а основной принцип Вальдорфской школы — “неопережение” развития ребёнка. Как и в школе Монтессори, здесь предоставляют все возможности для развития его в собственном темпе. Школьные пространства заполняются оборудованием из натуральных материалов, а игрушки и пособия сделаны максимально упрощённо, чтобы у ребёнка развивалась фантазия. Стоит сказать, что как таковых учебников в Вальдорфских школах нет. Учебный материал делится на три части — духовный, душевный (музыка и эвритмический танец) и креативно-практический (лепка, рисование, etc.).
Ещё один важный момент — возрастной: изучаемые эпохи перекликаются с возрастом детей. То есть, к примеру, в шестом классе, когда учащиеся начинают формировать представления о государственности и справедливости, с ними изучают историю Римской империи, а годом позже, со вступлением в пубертатный период, переключаются на Средневековье с его ярко выраженной гендерной дифференциацией.

Источник фото

Весь процесс обучения сопровождается живейшим переживанием изучаемого — учащиеся ставят спектакли, танцуют танцы соответствующей эпохи, посещают города, где можно увидеть архитектуру изучаемого периода.

В исследовании 2012 года, проведённом Дюссельдорфским университетом имени Генриха Гейне, выяснили следующее:

  • у них был выше уровень мотивации (80% против 67 % в обычных школах)
  • обстановка в школе воспринималась ими как приятная и поддерживающая (85% и 60%)
  • у большей части учеников отношения с учителем описывались как положительные (65% против 31% учеников обычных школ).

i-Школа

Этот кандидат в нашем списке оказался совсем не случайно: несмотря на относительную молодость (школе всего 13 лет), ей удалось сделать очень многое. В центре внимания i-Школы — дети с особыми потребностями, которые по разным причинам (например, ограниченные возможности здоровья) не могут ходить в школу каждый день.

С учётом этого была разработана специальная учебная программа: большая часть уроков проводится дистанционно, а в школе ученики занимаются несколько раз в неделю в небольших группах.

Источник фото

Такая система быстро нашла своих поклонников, причём и среди тех, у кого нет физических трудностей с посещением обычной школы — многие присоединяются к i-Школе просто из-за симпатии к методике и индивидуальному вниманию преподавателя. Получается, что инклюзия действует как бы наоборот.

Для i-Школы в числе основных приоритетов социализация учеников, поэтому на занятиях, которые проходят с помощью системы видеоконференции, большое внимание уделяется групповой деятельности: тем самым отрабатывается модель повседневной социальной жизни у тех, кто изначально в ней ограничен.

Школа действует на бюджетной основе, однако на её базе существует множество платных услуг дополнительного образования: тут и веб-дизайн, и театральная лаборатория, и литературная гостиная, и множество других, не менее интересных.

Как не ошибиться в выборе?

Мы перечислили лишь несколько школ и методик, на самом же деле их количество исчисляется десятками (всегда важно помнить, что отнюдь не каждая при этом имеет официальную аккредитацию; бдите!).

“На мой взгляд, в любой методике есть здравое зерно. Мне ближе классическое образование, но я стараюсь использовать в своей работе различные подходы, — подчёркивает Татьяна Геннадьевна. — Если учитель заинтересован в том, чтобы дать своим ученикам, причем абсолютно каждому, хорошие крепкие, а главное необходимые для жизни знания, то можно использовать различные методики, брать от разных школ и педагогов лучшее, что наработано”.

Поэтому нашим главным советом по-прежнему остаётся совет уделять пристальное внимание личности преподавателя (или преподавателей), с которым вам предстоит связывать обучение ребёнка.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s