И снится нам не рокот космодрома

Благодаря трудам молодежной организации «МИР» к концу 2015 года в России собрали более 10 тысяч подписей за возвращение в школьную программу предмета «астрономия», а Госдума теперь планирует предложить внести соответствующие изменения в закон об образовании. Действительно ли школьники сегодня остро нуждаются в астрономическом ликбезе, зачем человеку знать, как устроена Вселенная, и почему астрология не имеет никакого отношения к науке – разбираемся вместе с экспертом, преподавателем Ассоциации Репетиторов Людмилой Владимировной.

Астрономия стала частью школьной программы в эпоху Советского Союза и просуществовала в этом статусе вплоть до 1994 года. Да, развитие космической программы все еще является вопросом государственного престижа, и страна, которой удастся основать колонию на Марсе, безусловно, совершит грандиозный прорыв. Однако освоение иных планет перестало быть фактором, определяющим жизненные приоритеты целого народа и сегодня касается лишь отдельных групп людей.

Не стоит, впрочем, думать, будто в СССР будущих космонавтов вербовали уже в начальной школе. Астрономию изучали старшеклассники, количество часов, отведенных на эту дисциплину, было весьма ограниченным, да и внимание на уроках уделялось не столько непосредственно звездам, сколько физическим законам, определяющим существование Вселенной.

В современной России школам не запрещено давать детям знания в области астрономии, однако долгое время считалось, что делать это нужно либо в рамках курса физики (строго говоря, под школьной астрономией мы обычно подразумеваем именно астрофизику), либо в ходе дополнительных занятий, выведенных за пределы основной сетки расписания. Вносят свою лепту космонавты, приходящие в гости к школьникам по случаю, например, профессионального праздника.

Источник фото

Более того, даже теперь, когда общественные деятели отмечают возникшую потребность в астрономическом просвещении, четких представлений о том, как именно оно будет осуществляться, пока нет. Нельзя ведь просто объявить школам: мол, с этого дня учителя раз в неделю должны рассказывать детям о космосе. Необходимо разработать программу, подготовить квалифицированных педагогов, написать учебник. В конце концов, нужно понять, в каком возрасте ученик должен получить исчерпывающее представление об устройстве Вселенной.

«Изучение астрономии требует уверенного знания физики и свободного владения математическим аппаратом, поэтому освоение учебной программы по астрономии может вызвать значительные трудности у многих школьников, — считает Людмила Владимировна, преподаватель физики и математики, выпускница факультета физико-математических и естественных наук Российского университета дружбы народов. — Для учеников же физико-математических классов курс явился бы обобщающим, позволяющим взглянуть на изученные уже разделы физики на более высоком уровне абстрагирования. Поэтому, на мой взгляд, выделять астрономию в отдельный предмет имеет смысл только в физико-математических классах. В остальных случаях я бы предложила курс астрономии в качестве факультативного в дополнение к сведениям, включенным в программу по физике».

Тоже является частью Вселенной

Вместе с тем, важность владения знаниями в области астрономии – велика, и на то есть несколько причин:

  • Прежде всего, наивно полагать, будто астрономия – это всего лишь наука о звездах: она объединяет в себе знания из области физики, химии, биологии, истории, помогает систематизировать их, дает общее представление о естественнонаучном понятийном аппарате;
  • Зная, что мы на самом деле видим, когда смотрим на небо, и на каком расстоянии от нас находятся звезды, проще сформировать собственную научную картину мира, увидеть его как систему закономерностей, а не вместилище хаоса;
  • Расширенное представление об устройстве Вселенной дает возможность провести черту между научным знанием и религиозным верованием, выйти из темной комнаты заблуждений, осознать, что христианские мифы не стоит воспринимать буквально: даже если Бог действительно существует, он точно не сидит на облаке;
  • Из курса астрономии ребенок узнает, что освоение космоса отнюдь не сводится к полетам на Луну: основная работа кипит на Земле, где постоянно разрабатываются новые средства связи с астронавтами, супермощные телескопы, планетоходы и т.д. Работать в космической отрасли – не значит годами не видеть родных и друзей: научные открытия можно совершать, не выходя из лаборатории;
  • Наконец, представления о космосе были и остаются отправной точкой многих философских концепций. Сформировав свое мнение на этот счет, человек будет чувствовать себя более уверенно в повседневной жизни.

«Знания в области астрономии – это знания о том, что такое Вселенная, каковы по современным представлениям ее происхождение, эволюция, структура, о месте Земли как планеты в этой структуре, о процессах, происходящих во Вселенной, — говорит Людмила Владимировна. — Эти знания – часть современной культуры, они позволяют человеку задаться вопросом о масштабах мира и своем месте в нем. Мысль Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» позволяет связать научные знания о Вселенной с личностным развитием человека.

Источник фото

По моему опыту, — продолжает эксперт, — школьникам очень интересна информация о Вселенной, о галактиках, о различных типах звезд, футуристические гипотезы о дальнейшем развитии Вселенной и судьбе Земли. Включение примеров и задач астрономической тематики в курс физики и математики позволяет сформировать и поддерживать мотивацию изучения этих дисциплин, ставит перед школьниками новые вопросы, решение которых требует обращения к различным разделам физики, математики, биологии, химии, к общественным и гуманитарным наукам».

Луна в Раке, утка – в зайце

Существует и еще одно обстоятельство, которое делает астрономическое просвещение едва ли не жизненно необходимым. Речь идет о повальном увлечении астрологией: сегодня практически невозможно найти человека, который бы не заглядывал в астрологические прогнозы, не искал партнера, опираясь на совместимость знаков зодиака, не пытался выяснить, как новолуние влияет на построение успешной карьеры.

Научное сообщество единогласно признает астрологию лженаукой, в основе которой лежит разветвленная система мифов и суеверий. Теоретическая физика никогда не сможет доказать, что мировой экономический кризис обусловлен капризами ретроградного Меркурия. Да она и время на это тратить не будет. Вместе с тем, в массовом сознании астрология и астрономия часто выступают как бы единым фронтом: то ли потому, что у этих слов есть общий корень, то ли потому, что обе дисциплины вроде как занимаются изучением звезд.

Источник фото

«В современном обществе наблюдается тенденция к увлечению прогнозами астрологов, представлению о Вселенной, как об организме, способном благосклонно отвечать на запросы человека, — соглашается Людмила Владимировна. – Эта тенденция демонстрирует возврат к мифологическому мышлению, стремление снять с себя ответственность за собственную жизнь. Астрология не является научной дисциплиной, влияние расположения планет и звезд на судьбу, характер человека и события, происходящие с ним, не имеет теоретического обоснования и эмпирического подтверждения. Неутешительна и статистика осуществления предсказаний астрологии. Приведенные выше аргументы апеллируют к рационально мыслящему человеку, воспитание которого является одной из задач школьного образования и изучения естественнонаучных дисциплин, в частности».

Получив даже базовые знания в области астрономии, школьник вполне способен во-первых, уяснить, что в расположении планет и созвездий нет никакого потаенного смысла, а во-вторых, прийти к выводу, что лучший советчик в принятии какого бы то ни было решения – здравый смысл.

Космос, далекий и близкий

Впрочем, даже учитывая безусловную пользу астрономии как отдельного предмета, его возвращение в школьную программу все еще остается под вопросом. При этом ничто не мешает родителям самостоятельно поведать ребенку о тайнах Вселенной – ну, или прибегнуть к помощи специалистов. Да и взрослому такой опыт может быть интересен.

«В настоящее время существует много возможностей получения начальных астрономических знаний, — говорит Людмила Владимировна. – Это и видеофильмы в Интернете, и экскурсии в Планетарии, и образовательные лекции с участием ведущих ученых, и открытые наблюдения за планетами, которые организуют Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга при МГУ и некоторые магазины телескопов».

Есть и другие опции:

  • Купить телескоп. Сегодня стоимость компактного, но, в то же время, достаточно мощного телескопа колеблется в пределах 10-15 тысяч рублей. Есть и более дорогие экземпляры, но начинающий астроном все-таки вряд ли оценит преимущества полупрофессиональной техники. Правда, для плодотворного наблюдения за лунными кратерами, скорее всего, придется поехать за город. Наряду с портативными телескопами существуют также домашние планетарии , которые проецируют изображение звездного неба прямо на стены комнаты;
  • Скачать приложение на смартфон. Например, программа SkyView при наведении камеры смартфона на тот или иной участок неба выводит на экран ближайшие звезды и созвездия. А приложение Stellarium представляет собой небесную 3D-карту;
  • Отправиться на экскурсию в Звездный городок. Сегодня профессия космонавта уже не окружена романтическим флером, и один только вид скафандра вряд ли вызовет у современного ребенка благоговейный трепет. Но идея освоения космоса по-прежнему будоражит умы, и возможность хотя бы на несколько часов погрузиться в жизнь тех, кому удалось приблизиться к другим планетам, станет как минимум отличным развлечением;
  • Читать научную фантастику. Фантастические романы часто воспринимаются как пустое, примитивное, однообразное чтиво, увлечение которым имеет ничтожный КПД. На деле же фантастика фантастике рознь: конечно, значительная часть книг о пришельцах из космоса и альтернативных вселенных представляют низкий жанр, но романы Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, Артура Кларка несомненно относятся к разряду качественной литературы. То же самое можно сказать о кино и сериалах: мало у кого повернется язык уличить «Гравитацию» или «Звездный путь» в отсутствии художественной ценности.
Источник фото

В конце концов, если астрономию и вернут в школьную программу, понадобится не один год на то, чтобы этот предмет начал преподаваться на должном уровне. Отвечать на заданный ребенком вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?» пока придется, главным образом, родителям, которым предварительно тоже стоит освежить знания в этой области и вспомнить, сколько спутников у нашей планеты: недавние опросы ВЦИОМа, увы, показали, что около трети жителей России считают, будто Солнце вращается вокруг Земли. А значит, астрономический ликбез не помешал бы не только школьникам, но и взрослым.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s