Держи дистанцию

В эпоху стремительного развития новых технологий привычные нам явления неизбежно обновляются и меняются: для того, чтобы купить нужную вещь, теперь необязательно ехать в магазин – можно заказать ее через Интернет; электронные библиотеки порой предлагают более широкий выбор литературы, чем обычные, районные; репетиторы, в свою очередь, все чаще отдают предпочтение занятиям не на дому, а по видеосвязи. Вместе с преподавателями Ассоциации Репетиторов разбираемся, какие возможности открывает дистанционное обучение, почему удаленные уроки требуют большей концентрации как от учителя, так и от ученика, и какую роль в образовательном процессе играет личный контакт.

Согласно статистике, на сегодняшний день примерно 85 миллионов жителей России в возрасте от 16 лет являются пользователями Интернета. В 2008-м году этот показатель был почти в три раза ниже, поэтому неудивительно, что удаленные занятия с репетитором пока остаются скорее экзотикой – особенно для представителей старшего поколения.


«Только около 10% моих учеников изначально хотят заниматься удаленно,
— рассказывает Даниил Игоревич, преподаватель химии, выпускник Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева. – Отчасти это объясняется тем, что занятия оплачивают родители, и для них не всегда очевидна эффективность уроков по Skype. Интуитивно кажется, что дистанционно сложнее объяснить ту или иную тему, и отчасти это действительно так: репетитор должен уметь не только передавать материал, но и улавливать, понимает его ученик или нет. Более того, преподавание по видеосвязи требует разработки особых методов. Я, например, первое время искренне считал, что для удаленных занятий необходим планшет, но позже осознал, что маленькая доска – гораздо удобнее и нагляднее, да и ученику не приходится переключаться между вкладками».

Для преподавателей переход на удаленную форму обучения также порой становится испытанием и требует от них даже большего напряжения, чем традиционные уроки на дому.


«Пока многие еще очень настороженно относятся к занятиям по Skype, и я, признаться, сама поначалу разделяла эту позицию,
— признается Анастасия Алексеевна, преподаватель французского языка, выпускница философского факультета РГГУ и Французского Университетского Колледжа МГУ им. М.В. Ломоносова. – Уговорила попробовать меня одна моя ученица, с которой мы занимались около двух лет, а потом она уехала продолжать образование в Германию, но не захотела отказываться от наших уроков. Первые несколько занятий мне было очень непривычно, но скоро я поняла, что, по существу, разницы никакой нет, а преимущества – очевидны.

Источник фото

Как преподаватель, перешедший исключительно на удаленную форму обучения в связи с тем, что последние два года я живу во Франции, — продолжает Анастасия Алексеевна, — могу сказать, что лично у меня подготовка к занятиям по Skype занимает больше времени и требует большей концентрации: необходимо заранее четко продумать структуру урока, выслать материалы. Урок по видеосвязи, таким образом, становится как бы немного «плотнее», динамичнее, он более трудоемок, чем занятие на дому».

Контроль или мотивация?

Бытует мнение, будто один из главных минусов удаленного обучения – низкий уровень контроля. Мол, у репетитора, который предпочитает заниматься по видеосвязи, нет возможности пристально следить за тем, что именно ученик записывает в тетрадку, решать примеры в режиме реального времени, сразу подмечая ошибки, оперативно проверять домашние задания – одним словом, уровень контроля при дистанционном обучении ниже, а значит, и качество самих уроков падает. Но так ли это в действительности?

«Что касается контроля за выполнением домашних заданий, тот тут лично у меня, да и, я думаю, у других дистанционных преподавателей, никаких серьезных проблем быть не может,
— говорит Анастасия Алексеевна. — Сейчас у всех есть телефон, планшет или иное устройство, позволяющее быстро сфотографировать и выслать на электронную почту любые страницы тетради. Я, в свою очередь, вношу правки и отправляю задание обратно, но чаще мы обсуждаем его вместе в самом начале следующего урока. Это существенно экономит время, потому что, как правило, задание я проверяю заранее, и мы только разбираем ошибки. Раньше, когда я ходила домой к ученикам или когда они приходили ко мне с готовым домашним заданием, первые 10-15 минут урока приходилось тратить на проверку. А 15 минут – это четверть шестидесятиминутного занятия».

В то же время, важную роль играет эффект живого присутствия: когда встречаешься с преподавателем лично, тебе сложнее признаться ему в том, что ты невнимательно его слушал, или не подготовился к уроку, или спонтанно собрался в отпуск, не обсудив заранее возможность перенести следующее занятие. Но когда видишь репетитора лишь на экране компьютера или планшета, создается иллюзия, будто и ответственность перед ним – меньше, потому что он как бы не совсем живой человек.

Источник фото

Более того, многим не хватает собственной мотивации: им необходим строгий учитель, который будет муштровать, стоять над душой, ругать за каждый неправильно употребленный термин – одним словом, давать непосредственную оценку успехам и провалам ученика, мотивировать его на новые достижения. Для некоторых поездка до дома репетитора становится своеобразным ритуалом, неотрывным от процесса обучения. Если человеку не нужно продираться к знаниям через толпы в метро, то, может, и ценность этих знаний не так уж и велика?


«С мотивацией дело обстоит не так однозначно,
— считает Анастасия Алексеевна. – Лично я занимаюсь предпочтительно с взрослыми людьми, у которых есть собственное сильное желание выучить язык. Например, с отъезжающими на ПМЖ в Канаду или на работу во Францию, с «французскими женами» и теми, кому язык необходим по работе, так как открывает новые перспективы. Поэтому мне остается лишь поддерживать эту мотивацию, что по большей части происходит, когда ученик сам чувствует свой прогресс. Но если у человека изначально нет стойкой мотивации, то, как правило, обучение длится полгода-год, а потом бремя забот все-таки перевешивает».


«Какими бы уроки ни были – удаленными или подразумевающими личный контакт, ученику важно, в первую очередь, получить мотивацию, а потом уже – информацию,
— соглашается Даниил Игоревич. — Я не только занимаюсь репетиторством, но и работаю в сфере дополнительного образования, и среди моих учеников есть ребята, которые выигрывают всероссийские олимпиады, международные конференции. В некоторых областях знания они превосходят как других школьников, так и порой меня самого. Такие ученики обычно не обращаются к репетиторам, но уровень их мотивации – высок, а с высоким уровнем мотивации, в целом, нет большой разницы, как заниматься: при личной встрече или дистанционно».

Три «за» — и ни одного «против»

Чтобы оценить преимущества удаленных занятий, стоит принять во внимание три фактора:

  • Временной. Хорошо, если репетитор живет в соседнем районе, и до его дома можно дойти пешком – ну, или ему самому приходится тратить на путь до квартиры ученика 10-15 минут. Но такое положение вещей – скорее исключение из правил, и школьникам, да и взрослым людям, порой нужно часами трястись в общественном транспорте перед
    каждым уроком – и после него.

«Счастлив тот ученик, который может приглашать учителя к себе домой в удобное время. Причем именно того учителя, который устраивает его по всем параметрам, а не того, кто просто живет по близости и соглашается приходить, — утверждает Анастасия Алексеевна. — Большинство моих учеников – мамы с маленькими детьми, которые могут заниматься только тогда, когда дети спят. При этом за первые пару лет сидения с ребенком можно неплохо освоить иностранный язык. Также у меня много заявок от деловых и очень занятых людей, которые весь день проводят на работе, и у них нет никакой возможности ездить к репетитору. А вот найти час на урок они могут – но ровно один час. Кому-то удобнее заниматься в обеденный перерыв, кому-то – уже вечером дома».

  • Географический. Наивно полагать, будто в качественных услугах профессионального репетитора нуждаются лишь жители крупных городов: в конце концов, поступать в столичные вузы приезжают абитуриенты со всей страны. А между тем, найти такого репетитора в провинции гораздо сложнее.

«Случается так, что ученик просто физически не может добраться до сильного репетитора, поскольку их разделяют сотни километров, — говорит Даниил Игоревич. – Удаленные уроки – прекрасная возможность заниматься с преподавателями из Москвы или Петербурга, даже если вы живете в маленьком городке или поселке».

«В данный момент, — рассказывает Анастасия Алексеевна. – география моих занятий достаточно широка: есть ученики не только из Москвы, но и из Санкт-Петербурга, Воронежа, Тамбова, Минска, Парижа, Монпелье, Монтре и даже Нью-Йорка».

  • Материальный. Удаленные занятия часто бывают дешевле, чем личные встречи с репетитором. Один и тот же преподаватель снижает цену на свои услуги в случае, если они оказываются дистанционно, на четверть, а то и на треть. Уроки по Skype, таким образом, становятся хорошим способом сэкономить деньги.

Кроме того, важно помнить, что необязательно раз и навсегда принимать решение, как заниматься – дистанционно или при личной встрече: удаленные занятия хороши еще и тем, что позволяют сделать учебный график более гибким. Если репетитор предлагает опцию «урок по Skype», ученик может воспользоваться ею, находясь, например, в командировке, а после возвращения вернуться в привычный ритм.

Источник фото

«С некоторыми учениками, — рассказывает Даниил Игоревич, — мы порой переходили на формат удаленного обучения уже после того, как неоднократно встретились лично, смогли наладить контакт, стали понимать друг друга. Просто иногда бывает так, что и ученик, и репетитор устают за день, и если одному из них приходится долго добираться на вечерний урок, это выматывает еще больше, и в итоге никому не идет на пользу».

Каждому – свое

Сегодня часто ведутся споры о том, смогут ли электронные книги заменить печатные; наступит ли тот день, когда мы раз и навсегда перестанем покупать журналы в киоске около дома, а будем лишь находить нужный выпуск в Интернете; станет ли цифровая, виртуальная реальность полноценной альтернативой реальности «аналоговой», подразумевающей прогулки по парку и посиделки с чаем и тортом. Впору задать вопрос: а способно ли удаленное обучение в скором будущем полностью вытеснить из образовательной системы обучение на дому?

«Я не думаю, что это произойдет, — считает Даниил Игоревич. – Личный контакт с преподавателем все еще чрезвычайно важен, при личном контакте зачастую проще мотивировать ученика. В то же время, на мой взгляд, прекрасно, что у нас теперь есть доступ к знаниям, которые раньше были значительно удалены – практически недосягаемы. Я, например, пользуюсь порталами заграничных институтов, библиотек. Мне больше не нужно, скажем, лететь в Лондон, чтобы найти ту или иную книгу: я могу просто скачать ее в оцифрованном виде».

Безусловно, удаленные занятия – очередное технологическое благо, однако это вовсе не означает, что все поголовно должны отказаться от личных встреч с преподавателем, подчинив свою жизнь веяниям прогресса. Дистанционное преподавание – лишь новая возможность, а воспользоваться ею или нет – дело каждого конкретного человека. Вместе с тем, если вам дается шанс в процессе обучения сэкономить время, силы, а иногда и деньги, то почему бы этим шансом не воспользоваться. Хотя бы ради эксперимента.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s