Всюду жизнь

Изучение биологии в школе, вопреки названию предмета, чаще всего ассоциируется с довольно безжизненными вещами — грустными схемами лягушки в разрезе, моделями скелета, в лучшем случае – препаратом кожицы лука.

Думается, что если фанаты предмета появляются даже при подобной методе, то увлечь биологией остальных тоже несложно. Но как это сделать, если на секунду позабыть о привычных школьных схемах? Сегодня вместе с преподавателем химии и биологии Максимом Петровичем изучаем разные подходы и добавляем жизни в процесс обучения.

Застывшая природа

Давайте попробуем мысленно переместиться в прошлое. Вернитесь на какой-нибудь из своих школьных уроков по биологии и попытайтесь вдохнуть запах, стоящий в классе, услышать окружающие звуки, почувствовать текстуру материала под вашими пальцами. Образ, возникший в вашей голове (шуршание ручек, запах школьного класса, гладкость деревянной парты), скорее напоминает о человеческой культуре, чем о том гигантском контексте, из которого она себя самоисключила — о природе.

За весь школьный период соприкосновение с жизнью в форме, отличной от человеческой, происходит считанное количество раз. Само собой разумеется, что ученик, оказавшись в классе, уже прекрасно представляет, каковы собой соловей и роза — и значит, остаётся только описать устройство всего вышеперечисленного — с помощью всеобъясняющих схем.

Источник фото

Но ведь задача биологии в том и состоит, чтобы изучать жизнь и исследовать её, в чём же проблема?
Проблема, как это часто бывает со школьным образованием — в ракурсе. Понимать, как устроен фотосинтез и что такого особенного в пищеварительной системе ракообразных — безусловно, важно. Но ведь не менее важно и представлять себе всё величие места, в котором, так уж случилось, нам довелось жить, в его самых конкретных проявлениях — шероховатости коры дерева, яркости «шапки» дятла и странном изяществе прыжка лягушки.

Чистый утилитаризм подхода ведёт к утилитарному же отношению — и к соответствующим последствиям в виде экологических кризисов и катастроф.
Хорошая новость заключается в том, что учителя могут (и зачастую так и поступают) привнести в изучение биологии недостающую компоненту. Благо арсенал существующих на сегодняшний день средств позволяет это сделать с лёгкостью.

Наглядность

Максим Петрович, выпускник химического факультета МГУ им. Ломоносова, считает, что в его интересе к биологии сыграла роль личная склонность:

«Мне была интересна природа и строение человека — интересно же что вокруг и что внутри!»

Кажется, в той или иной степени этот интерес присутствует в каждом ученике. Но, если не знать о том, что за пределами класса существует какая-то другая жизнь, представить её не так-то просто. Для преодоления этого разрыва в ход идут всевозможные наглядные пособия — от гербария до чучел.


«Я бы добавил приемы, идентифицирующие биологию с самим человеком,
— говорит Максим Петрович. — Например, на анатомии можно говорить не «у человека здесь находится селезенка», а «у ТЕБЯ (ВАС) здесь находится селезенка», в ботанике всё показывать на живых растениях и т.д».

Этим приёмом уже воспользовалась датская учительница Дебби Хиркинс (Debby Heerkens): на уроке по анатомии человека для пущей наглядности она продемонстрировала всё на себе. Буквально.

На одежде Дебби мышцы и кости были изображены с анатомической точностью, что позволило перевести внимание учеников с человека абстрактного на непосредственного и конкретного — их собственного учителя.

Источник фото

Я об этом читал!

Чаще всего литература — до того, как превратиться в нудную «обязаловку» в старших классах — вдохновляет и даёт повод для массы «почему». Преподавателям биологии повезло: зажигательной литературы о животных — масса.

Источник фото
  • Джеральд Даррелл
  • Джеймс Хэрриот
  • Даниэль Пеннак
  • Эрнест Сетон-Томпсон

Это только несколько имён из огромного списка. Прочитать хотя бы одну книжку одного из этих авторов — значит если и не влюбиться в животный мир, то как минимум живо им заинтересоваться и начать видеть в «других» своих полноправных соседей.

Фильмы категории ‘B’

В кинематографическом фонде человечества можно обнаружить массу сокровищ. Парадоксальным образом документальные фильмы о животных (в особенности фильмы BBC) дают фору иным художественным детективам.

— Во-первых, иные шедевры (например, документальный фильм «Микрокосмос» о насекомых) с полным правом можно причислять к произведениям искусства — а ведь главная заслуга режиссёра при этом — в том, что он просто присмотрелся к происходящему вокруг непрерывному копошению.

Источник фото

То же копошение — правда, с высоты птичьего полёта — запечатлено в фильме ‘Home’ Яна Артюса-Бертрана, и оно уже самым прямым образом затрагивает вопрос о том, зачем нужно изучать биологию.

Источник фото

— Во-вторых, прелесть документальных фильмов о природе — в том, что они позволяют увидеть скрытое. И зачастую это «скрытое» — никакая не метафора: например, операторы фильма «Глубина» (Deep blue) побывали там, где просто так оказаться едва ли доведётся. Здесь же можно вспомнить знаменитый фильм Жака-Ива Кусто “В мире безмолвия” — кстати сказать, ещё и повод поговорить об этике исследователя, глядя на кадры со скачками на черепахах.

— В-третьих, это красиво. Это правда очень красиво, и среди всех других аргументов этот заслуживает не меньшего внимания и уважения.

Источник фото

YouTube-вечеринка

В основном школьники используют YouTube для наблюдения за людьми. Но помимо роликов о смешных падениях, обзоров интернет-мемов и видео с неожиданно подскакивающими котами ресурс хранит ещё много чего интересного.

Один из самых ярких примеров — канал «Всё как у зверей», сделанный натуралистом-любителем Женей Симоновой. Ведущая в коротких пяти-семиминутных роликах рассказывает о самых невероятных видах животных (например, о голом землекопе или аксолотле, об эволюции человека, о старении, о патриотизме(!) — так, что заслушиваются даже взрослые.

Источник фото

При этом всё, о чём рассказывается в роликах, подано грамотным языком с необходимыми биологическими терминами в нужных местах — так что придраться к «академической» стороне дела невозможно. А раз так — то почему бы не использовать их на благо образования?

Иллюстрации

«Природа — это пейзажи, пейзажи — это скука», — вряд ли эту логику можно признать несостоятельной. Медитативное созерцание заунывных степей Куинджи или водных пучин Айвазовского — не всегда, но часто привилегия людей с жизненным опытом.

Тех же, у кого этого жизненного опыта пока немного, можно очаровать (и даже зачаровать), например, иллюстрациями Эрнста Геккеля или Джеймса Одюбона.

Источник фото

Домашние эксперименты

Мало что захватывает учеников так сильно, как эксперименты и исследования. Выращивание лука на подоконнике — безусловно, исследование, но его минус — в том, что оно требует продолжительного времени.

Куда менее ресурсозатратные (и более эффектные) эксперименты можно провести прямо во время урока — например, объясняя строение растения, поместить цветок в подкрашенную воду и наблюдать, как меняется цвет лепестков (а потом объяснить, почему).

Источник фото

Эти маленькие мелочи, дополняющие объяснение, добавляют жизни сухому изложению фактов. Они — своего рода связующее звено между «здесь» пространства класса и «там» пространства внешнего мира.

Такие опыты можно придумать самостоятельно (или заручившись помощью коллег), найти в Сети или в специализированных изданиях. С последними, правда, есть нюанс: как правило, они рассчитаны на самых младших школьников.

Точка входа

Основной момент для репетиторской практики — в том, чтобы найти подходящую «точку входа», которая бы позволила захватить интерес ученика.

«Если интерес — спорт, то можно начать изучение предмета со строения опорно-двигательного аппарата человека, — считает Максим Петровичобъяснять его важность в физических упражнениях. Уже потом переходить к участию других органов в процессе жизнедеятельности, сравнить особенности строения человека и животных, etc. Если же ученик «технарь», начать можно с генетики и эволюции, а потом постараться свести предмет к технической структуре».

Источник фото

Способов «зайти» — не один, не два и даже не три, главное — определить, что с большей вероятностью подойдёт ученику.

Как правило, любая попытка привнести жизнь в её изучение воспринимается на «ура», самая большая сложность для преподавателя — в том, чтобы решиться выйти из привычной парадигмы и найти источники вдохновения вне классных стен.

И разумеется, всё вышеперечисленное не имеет никакого смысла, если не сопровождается главным посылом, идущим от учителя: биология — это интересно и красиво, это — про саму жизнь. А что может быть интереснее и красивее жизни?

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s