Вспомнить все

Принято считать, будто целенаправленно тренировать память необходимо только школьникам и студентам, чтобы получать хорошие оценки за контрольные и успешно сдавать экзамены. Однако чем старше мы становимся, тем чаще нам приходится повторять крылатую фразу из фильма «Джентльмены удачи»: «Тут помню – тут не помню». Вместе с преподавателями Ассоциации Репетиторов разбираемся, зависит ли способность к запоминанию не только от возраста, но и от темперамента, почему изучение иностранных языков является одним из лучших способов держать память в тонусе и спасает ли интеллектуальный труд от старческой деменции.

Изучение свойств памяти – вотчина, главным образом, двух наук: нейрофизиологии и психологии. Среди отечественных ученых на этой ниве значительных успехов достигли Алексей Леонтьев, работавший над культурными проблемами развития памяти, Петр Зинченко, сформулировавший ряд так называемых мнемических эффектов, Сергей Рубинштейн, внесший весомый вклад в изучение психологии памяти, и, разумеется, Александр Лурия, основоположник советской и российской нейропсихологии, автор «Маленькой книжки о большой памяти», посвященной обладателю феноменальной памяти Соломону Шерешевскому.

В науке существует множество классификаций видов памяти, однако ключевыми обычно остаются четыре критерия:

  • Во-первых, учитывается характер преобладающей психической активности: например, человек с хорошо развитой двигательной памятью отличается быстротой реакции; эмоциональная память влияет на уровень эмпатии и помогает избегать ситуаций, которые в прошлом делали нас несчастными; словесно-логическая память отвечает за усвоение знаний и способность их передавать; образная память хранит представления о зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных образах предметов и явлений;
  • Во-вторых, с точки зрения продолжительности закрепления и сохранения материала память может быть долговременной, кратковременной и оперативной. Оперативная память активируется, когда данные должны быть сохранены в течение определенного срока: допустим, в процессе шитья брюк на конкретного заказчика портной помнит размер его одежды и желаемый фасон, а когда заказ выполнен – забывает.
  • В-третьих, принимаются во внимание цели деятельности. Значительную часть происходящих с нами событий мы запоминаем непроизвольно, но существуют и ситуации, когда нам необходимо запомнить что-то для достижения соответствующего результата: выучить урок, чтобы правильно ответить на вопросы учителя, или сохранить в памяти номер телефона нового знакомого, чтобы позже ему позвонить;
  • Наконец, в-четвертых, имеют значение средства запоминания. Непосредственная память предполагает механическое сохранение данных; внешне опосредованная – использование стимулов и вещественных инструментов: можно вести дневник, фотографировать важные события или даже делать зарубки; внутренне опосредованная память связывает накопленные воспоминания с формированием опыта.

От каждого – по способностям

Распространенное представление о том, что все люди рождаются с более-менее одинаковым набором физиологических и психологических характеристик, но со временем, под влиянием среды, та или иная из них выходит на первый план и в итоге определяет личность человека, верно лишь отчасти. Известно немало случаев, когда сиблинги растут в равных условиях, получают равное количество внимания от родителей, однако с малых лет имеют разные интересы, вкусы и потребности.

Источник фото

То же самое – и с памятью: темперамент и наследственность определяют ее свойства не в меньшей, а порой даже в большей степени, чем среда. Так, меланхоличный, по природе своей тонко чувствующий и впечатлительный, склонный к творческой деятельности индивид будет иметь более развитую образную и эмоциональную память, а подвижный, активный и ловкий – двигательную.


«Безусловно, каждый случай индивидуален, и базовая способность к запоминанию может быть разной,
— говорит Мария Андреевна, преподаватель химии и биологии, выпускница факультета фундаментальной медицины МГУ им. Ломоносова. — Но при определенных тренировках можно развивать различные виды памяти. Особенно это важно для детей, поскольку в первые годы жизни мозг ребенка формирует абстрактную картину мира и учится усваивать информацию. Показательна и обратная ситуация: детей, выросших вне социума, так называемых «маугли», даже после возвращения в общество часто не получается научить говорить».

Не лишенное оснований представление о том, что дети запоминают новый материал значительно лучше, чем взрослые, породило особую образовательную парадигму, сторонники которой стремятся как можно раньше погрузить ребенка с головой в котел знаний: мол, если в два года чадо будет играючи вычитать и умножать, то к пятому классу уже освоит математический анализ. Сегодня существует даже своеобразная мода на изучение иностранных языков едва ли не с младенчества.


«Память играет огромную роль в изучении не только языков, но и любых других дисциплин,
— считает Юлия Вадимовна, преподаватель английского и испанского языков, выпускница переводческого факультета Московского государственного лингвистического университета. — Начиная с самого младшего возраста, нам постоянно приходится что-то запоминать и учить наизусть. Что касается языков, то тут скорее прослеживается обратная связь: именно процесс изучения новых языков развивает память. Так что не стоит путать причину и следствие: зачастую люди, обладающие феноменальной памятью, не становятся полиглотами.


На различных форумах и сайтах, посвященных изучению языков, пользуется популярностью мнение о том, что язык нужно начинать учить еще до школы или хотя бы не позднее института, потому что у взрослого человека память уже не та, учить что-то новое не так просто, а значит, объем информации, необходимой для свободного общения на иностранном языке, освоить практически невозможно. Я с такими заявлениями не согласна. Если мы будет углубляться в физиологию, то увидим, что детский мозг действительно более пластичен и легче усваивает материал. Но тут напрашивается вопрос: понимает ли ребенок, зачем ему все это учить? Имея опыт работы как с детьми, как и с взрослыми, я сделала для себя следующий вывод: язык можно начинать учить в любом возрасте, независимо от способностей и предшествующего опыта, главное – быть заинтересованным и мотивированным».

Источник фото

Кому это нужно?

Дети в самом деле далеко не всегда осознают, почему родители предлагают им сыграть в мнемоническую игру, а учителя требуют выучить наизусть «Письмо Татьяны». Для взрослых необходимость таких «упражнений» более очевидна, однако найти людей, которые осознанно, регулярно тренируют память, практически невозможно. И дело тут не только в отсутствии свободного времени: поскольку способность к запоминанию долгое время остается безусловным свойством нашей психики, человек начинает задумываться о непостоянстве памяти лишь тогда, когда ловит себя на том, что систематически забывает все подряд – от времени назначенной встречи до названия любимого фильма.

Заставить себя мысленно пересказывать самому себе каждую прочитанную книгу или тратить хотя бы 15 минут в день на заучивание дат жизни великих полководцев только ради того, чтобы когда-нибудь, через 10, 20, а то и 30 лет, не иметь проблем с запоминанием, очень сложно. В этом смысле изучение иностранных языков становится прекрасным выходом из ситуации.


«Изучение языков – один из самых доступных способов улучшить память,
— уверена Юлия Вадимовна. – Сейчас существует большое количество различных способов и техник, которые помогают запоминать информацию быстро и в больших количествах, но зачем утомлять мозг запоминанием сведений, которыми вы никогда не воспользуетесь, если можно совершенствоваться в языках и с радостью следить за своим прогрессом? Кроме того, в процессе вам приходится читать о традициях, культуре и других особенностях страны, в которой говорят на изучаемом языке. То есть, помимо новых выражений и грамматических конструкций, в памяти будут откладываться интересные факты, которые могут пригодиться для победы в игре «Эрудит» и, конечно, расширят кругозор».

Сказанное выше, разумеется, вовсе не означает, что изучение языков должно происходить стихийно: напротив, оно также укладывается в рамки системы, подразумевающей, в том числе, использование мнемонических упражнений.

Сразу хотелось бы отметить, что при изучении языка стоит уходить от заучивания отдельных слов: нужно учить фразы, предложения,
— продолжает Юлия Вадимовна. — Если учитель в школе все же задал выучить десять слов для контрольной, то лучше представить их не как набор букв, который забудется через пару дней, а как ряд образов. Напишите рассказ с нужными словами: необязательно, чтобы он был правдоподобным – важно, чтобы его содержание было интересно автору. Если рассказ прочитать вслух несколько раз, слова без проблем вспомнятся и через неделю. При использовании такой методики задействуется не только произвольная память, но и так называемый импринтинг – непроизвольное запоминание. Для детей хорошо подходит метод ассоциаций, но тут нужно быть аккуратным: детское мышление в значительной степени отличается от мышления взрослого человека, и образы, смысл которых очевиден для учителя или репетитора, могут быть совершенно непонятны ребенку. Так что лучше позволить ему самостоятельно найти среди игрушек или предметов в классе те, что ассоциируются с нужной фразой».

Век живи – век учись

Впрочем, если времени, сил и мотивации на изучение иностранных языков все-таки категорически не хватает, в своеобразные упражнения для тренировки памяти можно превратить даже повседневные занятия:

  • Не записывайте перечень продуктов, которые нужно купить в магазине, в блокнот или в смартфон, а заучивайте его наизусть;
  • Слушайте сохраненные в плеере композиции в произвольном порядке, в процессе вспоминая, кто именно исполняет каждую из них;
  • Посмотрев выпуски новостей по разным телеканалам, сравните их содержание: какие события освещались подробно, а какие – поверхностно, какие сюжеты были поставлены в начале выпуска, а какие – в конце, и т.д.;
  • Получив зарплату, мысленно распределите бюджет на месяц, не забыв ни одной статьи затрат;
  • Потеряв в доме какую-то вещь, не ищите ее бесцельно, роясь во всех подряд шкафах и тумбочках: постарайтесь восстановить в памяти обстоятельства, при которых вы пользовались этой вещью последний раз;
  • Не пользуйтесь постоянно одним и тем же маршрутом по пути домой или на работу, расширяйте географию передвижений, по возможности не прибегая к помощи навигатора;
  • Читайте ребенку сказку на ночь не по книге, а по памяти;
  • Не ленитесь внимательно слушать и запоминать рассказы близких о том, как прошел их день: в конце концов, это не только поможет улучшить память, но окажет благотворное влияние на обстановку в семье.

Береги память смолоду

Хотя память является особой системой, деятельность которой связывают, в первую очередь, с работой мозга, утверждать, будто она никак не зависит от других происходящих в организме процессов, было бы неверно. Даже во время простуды человек часто ловит себя на том, что с заложенным носом и незначительно повышенной температурой тела ему сложнее запомнить список дел на грядущий день.

«Между свойствами памяти и образом жизни человека действительно есть связь — говорит Мария Андреевна.— Существуют исследования, показавшие положительную зависимость способности к запоминанию от умеренной физической нагрузки: наиболее эффективными в этом смысле оказались аэробные упражнения. Причем данная закономерность распространяется как на молодых людей, так и на людей старшего возраста. Встречаются исследования, показавшие обратную сторону медали: у пожилых людей при снижении физической нагрузки память со временем будет ухудшаться. Кроме физической активности, на память оказывает влияние продолжительность сна, уровень стресса и количество получаемых организмом витаминов – особенно витаминов группы B. Доказано, что при 36-часовом бодрствовании способность к восприятию информации уменьшается на 40%. При кратковременном стрессе показатели памяти обычно улучшаются, а при длительном – наоборот, падают».

Источник фото

Массовая аудитория склонна разделять интеллектуальный и физический труд по формальным признакам: мол, первый подразумевает сидячий образ жизни, второй же требует постоянно быть на ногах. Однако боксер не выиграет турнир, заранее не продумав тактики и стратегии боя. И, наоборот, ученый к преклонным годам вряд ли сохранит кристально чистую память, если будет целыми днями сидеть в душной лаборатории.

«Интеллектуальная активность может снизить вероятность развития различных деменций, — продолжает Мария Андреевна. — Но есть и другие факторы, оказывающие влияние на этот процесс: физическая активность, низкий уровень холестерина и глюкозы в крови, низкое артериальное давление, социальная активность. Вместе с тем, важно понимать, что в ряде случаев у человека имеется генетическая предрасположенность к заболеванию. Различные интеллектуальные упражнения могут помочь на его ранних стадиях, но на более поздних требуется уже медикаментозная терапия».

Способность к запоминанию, в целом, можно сравнить со способностью дышать: мы не обращаем внимания на работу легких до тех пор, пока не начнем задыхаться. Да, нет гарантии, что мнемонические упражнения непременно позволят сохранить трезвый ум и твердую память до преклонных лет, но улучшить качество жизни они точно помогут.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s