Как научить себя чему угодно в сжатые сроки

Слово “самоучка” сегодня далеко не всегда воспринимается однозначно негативно. А иногда даже совсем наоборот. Программисты, веб-дизайнеры, представители так называемых “новых профессий” — многие из них сумели обойтись без специального образования, освоив все необходимые навыки самостоятельно.

Однако не всё так однозначно: оказывается, чтобы эффективно учиться самостоятельно, мало одного только желания и свободного времени. Вместе с учёными-нейробиологами и преподавателями repetit.ru мы попытаемся разобраться, как и чему можно научиться не выходя из дома.

 

Авантюризм против формализма

История сохранила для нас немало имён знаменитых самоучек. Примеров — сотни, начиная с Аристотеля, продолжая Леонардо да Винчи, Блезом Паскалем, Джордано Бруно, Эйнштейном — и заканчивая, к примеру, Коко Шанель, полностью взрастившей свой творческий гений на интуиции и вкусе (а вовсе не на курсах кройки и шитья).

Для многих учёных, совершивших большие открытия, наука никогда не была профессиональной деятельностью: ею занимались из интереса — и, по всей видимости, интерес этот исходил из по-детски наивного любопытства, жажды узнать, “как всё на самом деле”.
Именно оно руководило Эдисоном, Ломоносовым и многими другими, для кого наука была в первую очередь способом творческого миропознания.

Этот энтузиазм — черта, присущая, пожалуй, всем великим самоучкам. Но всегда ли он — единственное и достаточное условие?

Источник фото

“Все предметы могут быть освоены самостоятельно, — считает Маргарита Владимировна, преподаватель изобразительного искусства в МГУТУ им. К.Г. Разумовского. — Но для этого потребуется гораздо больше времени, усидчивости, внимательности и терпения”.

Частично согласен с ней Дмитрий Валерьевич, учитель Экономического лицея при РЭУ им. Плеханова, преподающий математику и программирование.


“С точными науками, по моему опыту, проблем нет никаких. Информации вокруг достаточно, важно иметь лишь большой запас времени.
Но я не уверен, что можно с помощью книг стать успешным хирургом, не «зарезав» при этом десяток-другой пациентов. Что касается некоторых технологий (здесь уместен не только пример с хирургами, но и, например, обучение вождению), то здесь иногда при всем желании не справиться самостоятельно. А кое-где это даже запрещено законом (та же самая самоподготовка без автошкол).”

Потребность в учителе определяется не в последнюю очередь поставленной целью. Отдельные практические навыки, действительно, крайне сложно (если вообще возможно) отработать без наставника: здесь речь идёт в первую очередь о спорте и дисциплинах, подразумевающих не только умственную, но и физическую работу.

Роль учителя

Представления о наставнике тоже сильно деформируются с течением времени. На смену парадигме, в которой учитель фактически был для ученика “живым учебником” приходит новая схема: учитель — прежде всего проводник. Этому способствует и развитие технологий (сколько людей сегодня учат иностранные языки с помощью Skype?), и всё увеличивающиеся количество обучающих материалов в свободном доступе, и постепенное осознание того, как сделать процесс обучения более плодотворным.

Источник фото

По мнению Маргариты Владимировны, одна из главных задач учителя — мотивировать ученика.


“Особое внимание необходимо уделить мотивации ученика, стимулировать желание выполнять домашние задания без чьей-либо помощи или указания. Также важно обсудить результат самостоятельной работы ученика при встрече на совместных занятиях. В конце самоподготовки учащийся отмечает положительные моменты и недостатки в работе. Когда он привыкает самостоятельно анализировать результаты своей деятельности, то это так же становится отличной ступенькой к успешному освоению предмета”.

Кроме того, считает Дмитрий Валерьевич, преподаватель нужен для того, чтобы составить грамотный базовый план, от которого сможет отталкиваться ученик.


“На начальном этапе преподаватель может помочь составить план самоподготовки и в дальнейшем контролировать его выполнение. Возможно, может предоставить и необходимую литературу.
Если учащиеся изначально поставили себе высокую планку, то конечно, они занимаются много самостоятельно. Например, я даю много литературы для самостоятельного изучения, т.к. на занятии нет времени это все разъяснять подробно”.

Самое время вспомнить древнюю китайскую поговорку: “Учитель лишь открывает дверь. Ученик входит сам”.

С точки зрения мозга

Coursera, знаменитый самообразовательный ресурс, недавно запустил курс с говорящим названием Learning How To Learn (“Учиться учиться”). Учёные из Калифорнийского университета в Сан-Диего, опираясь на данные исследований нейробиологов, попытались сформулировать основные принципы, делающие самообразование максимально эффективным.


Этих принципов совсем немного.

  • Направленное внимание
  • Постоянная практика
  • Регулярная самопроверка
  • Организованная система распределения времени

 

Направленное внимание необходимо для того, чтобы мозг “записал” новую информацию (будь то формула, принцип, идея, грамматическая конструкция или движение); невозможно освоить новый материал, занимаясь предметом параллельно с чем-либо другим.

Источник фото


“Если в ходе обучения от учеников требуется выполнение самостоятельных заданий, то им я бы порекомендовала отключить звук телефона. Творческая работа не терпит посторонних вмешательств,
— подчёркивает Маргарита Владимировна.

В этом случае ученику необходимо отвести себе чёткое количество времени, которое он может потратить на выполнение задания, и только после его окончания вновь вернуться к контактам в соцсетях или другой деятельности.
Если ученик не способен сразу увлечься творческой работой на длительное время, то можно заниматься самостоятельно даже всего лишь по 15 мин и добиться ощущаемого прогресса в обучении. Главное в процессе самостоятельной деятельности — ее регулярность, полное погружение в изучаемый вопрос или тему”.

Постоянная практика усвоенной информации оказывает тот же эффект, что тренировки в спортзале на мышцы. Притом речь идёт именно о регулярности: необязательно тратить на изучаемый предмет по нескольку часов в день, достаточно небольших временных отрезков — при условии, напомним, что ваше внимание полностью сосредоточено на предмете.

Самопроверка нужна для того, чтобы избежать так называемой “иллюзии компетентности”. В отсутствие контролирующего лица очень важно научиться трезво оценивать свои результаты. Для этого необходимо постоянно проводить небольшие тесты на знание пройденного материала.
Хорошая новость: ошибки — это хорошо. Принято считать, что ошибка — признак плохо усвоенного материала. Посмотрим на это с другой стороны: ошибка — это способ увидеть, что именно было усвоено плохо — и исправить это.

Организовать время — наверное, самая большая проблема для тех, кто занимается самостоятельно. Однако это совершенно необходимая часть самообразования: отсутствие чёткого графика обучения не только упрощает самооправдание, когда учиться не хочется (“Ну, завтра позанимаюсь побольше”), но и усложняет взаимоотношения с самой целью вашего начинания. Грамотно построенный график — половина успеха.

Про-кра-сти-на-ци-я

Источник фото

Слово, которое плотно вошло в обиход офисных работников и студентов в последние годы, имеет идиоматический аналог в русском языке — ”бить баклуши”. Предполагается, что, когда вы прокрастинируете, вы не делаете ничего — вернее сказать, занимаетесь чем угодно, лишь бы не делать то, что делать положено.
Из распространённости этого феномена можно сделать сразу два вывода:

  • во-первых, это неизбежно
  • во-вторых, это необходимо

Женя Тимонова, автор видеоблога “Всё как у зверей”,прекрасно объясняет явление прокрастинации на хомячках: когда необходимость что-либо сделать сталкивается с отсутствием нужного инструментария, мы автоматически берёмся за что-нибудь хорошо знакомое. Например, начинаем чесать в затылке. Или проверять социальные сети.

Процесс изучения чего-то нового — благодатная почва для таких реакций. Авторы курса Learning How To Learn считают, что прокрастинировать можно и нужно, однако делать это также важно грамотно.

  • ведите журнал, позволяющий увидеть, какие задачи вы выполняете, а каких регулярно избегаете
  • записывайте список дел на следующий день с вечера: это позволит сразу включаться в рабочий процесс, не тратя времени на “раскачку”
  • в этом списке должны быть предельно конкретно сформулированные задачи
  • любые вознаграждения, которые вы себе пообещали, выдавайте строго после того, как выполнили задуманное
  • радуйте себя перерывами ничегонеделания: отведите на них конкретное время и расслабляйтесь без чувства вины

Мускул памяти

Ключевой момент в самообучении — память.
Подробности работы памяти оставим для самостоятельного изучения, коснёмся лишь главного: технологии запоминания.

Источник фото

На ум сразу приходят карточки со словами на иностранных языках, которые мы так усердно перебираем, когда пытаемся набраться новой лексики. Однако, если верить исследователям, те же самые карточки будут работать гораздо лучше, если проделать с ними четыре нехитрые операции.

  • Во-первых, снабдить образ запоминаемого подробностями на всех уровнях чувств. Учите слово “арбуз”? Представьте его запах, вкус и фактуру, представьте, что вы по уши в арбузном соку.
  • Во-вторых, подключите мнемонику. Если слово “пятка” не ассоциируется у вас напрямую со словом “heel”, добавьте промежуточное звено, которое облегчит вам запоминание, — например, Ахиллеса (в чьём имени это heel отчётливо звучит).
  • В-третьих, поместите изучаемое в знакомый контекст. Пытаясь запомнить что-либо, всячески прибегайте к близким вам образам — например, представляйте, как выглядит тот или иной предмет в вашей комнате. Wardrobe станет гораздо ближе и понятнее, если представить его в собственной спальне, а не в абстрактном нигде.
  • Наконец, в-четвёртых, создавайте запоминающиеся группы. Наш мозг гораздо лучше справляется с материалами, сгруппированными по какому-либо принципу, и это могут быть как иностранные слова, так и тригонометрические формулы.

И небольшой секрет Полишинеля напоследок: улучшению долговременной памяти очень помогает постоянная её тренировка. Поэтому гораздо лучше работает принцип “небольшими порциями и часто”, чем “много за раз”: вероятность того, что всё, что было выучено в один присест, улетучится за один вечер, близится к 100%.

Удачной вам учёбы!

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s