Программист с песочницы

main

Знание языка программирования больше не ассоциируется исключительно с узкой группой одаренных людей. Сегодня это распространенный навык среди специалистов в разных областях, а в недалеком будущем, быть может, и обязательный навык на рынке труда. Если раньше кодинг в лучшем случае был в программе старших классов, то сегодня многие школы вводят этот предмет уже в средней и даже младшей школе. Путем преподавания основ кодинга или компьютерного программирования детям с раннего возраста пытаются привить алгоритмическое мышление, помочь им развить логику и научить их мыслить абстрактно. Поэтому вне зависимости от того, мечтает ребенок стать врачом или Марком Цукербергом, родителям стоит присоединиться к новой моде и познакомить своих детей с программированием.

Чем раньше, тем лучше

В 2012 году во время своего выступления на конференции TED профессор Массачусетского технологического института Митчелл Резник сравнил навык программирования с чтением или письмом.

  • «Программирование, как умение читать и писать, расширяет возможности для постижения разных наук. Дети не просто лучше понимают, как устроен компьютер, они также учатся экспериментировать со своими идеями и выстраивать процесс работы. Более того, когда дети учатся писать, это ведь не означает, что они в итоге станут профессиональными писателями. Также и с программированием: вне зависимости от своей будущей профессии, детям обязательно пригодятся все те навыки, которые развивает программирование. Это и способность работать в команде, и креативное и алгоритмическое мышление»

Но если креативное мышление или умение работать в команде можно постараться развить и в более старшем возрасте, то вот с алгоритмическим мышлением могут возникнуть затруднения. Преподаватель Ассоциации репетиторов Даниил Георгиевич отмечает, что взрослому человеку развить алгоритмическое мышление почти невозможно. Поэтому этим стоит заниматься уже с детства.

  • «Обусловлено это несколькими причинами. Лобные доли мозга человека сформировываются к 23 годам, а именно они отвечают за программирование, планирование, логику. Поэтому что-то изменить — крайне тяжело. Также большинство людей хотят делать только то, что у них хорошо получается. Взрослые просто не могут заставить себя в нерабочее время заниматься вещами, развивающими логику, — это слишком трудоемкая для них задача»

Связанные одной цепью

Умение программировать и алгоритмическое мышление идут в тесной связи друг с другом. Первое – напрямую зависит от умения человека анализировать; второе – развивается по мере обучения навыкам программирования. Даниил Георгиевич продолжает:

  • «Алгоритмическое мышление это мышление, при котором человек сперва анализирует задачу, а потом раскладывает её на более простые подзадачи. Человек с таким мышлением намного легче обнаруживает связи между близкими вещами; там, где другие видят две разные задачи или две разные ситуации, человек с алгоритмическим мышлением может увидеть связь»

Взаимозависимость программирования и алгоритмического мышления можно легко показать детям на примере платформы littleBits. littleBits это наборы простых электронных блоков, которые предлагается использовать как строительный материал для создания абсолютно разных приспособлений. В онлайн-магазине проекта представлено более 60 разных модулей, каждый со своей функцией – свет, звук, моторика, сенсор. Все модули при необходимости можно соединить друг с другом в любом порядке при помощи встроенных магнитов. Таким образом, дети могут придумывать свои алгоритмы и, соединив несколько блоков, программировать будильник, лампу или даже синтезатор.

Источник фото
Источник фото

Онлайн-тренажеры для начинающих программистов

В онайн-выражении программирование работает по схожему принципу: определенный набор функций расставляются в заданной последовательности для достижения нужной цели. Чтобы развить в ребенке этот самый навык — выстраивать рабочий процесс от задачи к исполнению и к результату- существует целый ряд тренажеров.

  • Scratch и Scratch Jr это проекты Массачусетского технологического института для детей школьного и дошкольного возраста соответственно. При помощи Scratch дети могут создавать анимацию, интерактивные истории, презентации – в принципе все, что угодно. В их распоряжении – целая библиотека объектов и разных функций, которыми они могут управлять. По словам Митчелла Резника, одного из создателей Scratch, это один из самых верных способов заставить детей полюбить математические показатели без их ведома.
  • Компьютерная игра ПиктоМИР была разработана по заказу Российской Академии Наук для преподавания азов программирования дошкольникам и ученикам младшей школы. В основном игра ориентирована на детей, которые только учатся читать и писать. В ходе игры ребенку приходится продумывать действия, составлять алгоритмы в голове, а потом уже выполнять их, управляя исполнителем-роботом.
  • Создатели Hopscotch называют свой проект “Лего 21 века”. Это цифровая игрушка, знакомящая детей с языками кодинга и позвляющая им создавать свои игры. Как и многие другие платформы для начинающих программистов, Hopscotch основана на визуализации: для создания анимации дети совмещают разноцветные блоки, тем самым прописывая передвижение элементов. Отличительной особенностью платформы является то, что она разработана исключительно под планшетные компьютеры.
Источник фото
Источник фото

Образовательные площадки для изучения программирования

Игровые онлайн-тренажеры только знакомят детей с принципами кодинга, но не закрепляют у них никакую теоритическую базу. Для более глубокого изучения существует целый ряд образовательных оффлайн- и онлайн-платформ. На таких платформах дети среднего и старшего школьного возраста могут прослушать курс лекций или семинаров, ознакомиться с основными языками программирования, принципами верстки сайтов и создания анимации.

  • Moscow Coding School это первая в России школа программирования западного образца. Школа предлагает на выбор курсы в разных направлениях – от 3D-анимации в вебе до основ мобильной разработки. Для детей в Школе есть сразу несколько курсов — processing для школьников, основы программирования и веб-программирования. Средняя продолжительность курсов – 6 недель; стоимость – 30 000 руб.
    • Сергей Нугаев, директор Moscow Coding School:
      «Мой опыт показывает, что с 13-14 лет человек в состоянии работать со многими задачами по программированию, за решение которых людям во взрослом мире платят деньги. Дети отлично справляются с такими задачами, как, например, верстка веб-сайтов. У меня даже был уникальный случай, когда человек на выходе с курса написал в браузере игру “Сапер”.
    • Но надо хорошо знать тонкости своего ребенка, чтобы правильно понять его потребность в “развитии алгоритмического мышления». Не существует советов уникальных и подходящих всем, но частая ошибка – радикальные методы. Для развития соответствующих навыков не надо сразу бежать в какую-нибудь известную математическую школу, типа СУНЦ, где человеку на лоб неформально приклеивают ярлык технаря. Стоит выбирать нечто основанное, в первую очередь, на энтузиазме и трудолюбии ребенка, чтобы у него самого была возможность реализовываться без всякого нажима. Этого можно достичь при наличии толкового репетитора или грамотно подобранного “попурри” из курсов и дополнительных образовательных программ»
  • Некоммерческая онлайн-платформа Khan Academy существует с 2006 года и ставит своей задачей распространение качественного образования и популяризацию знаний. Благодаря бесплатным видео-урокам Академии ученики могут подтянуть математику, физику, химию, биологию, мировую историю и многие другие предметы. В числе прочего ученики таже могут познакомиться с основами программирования. В настоящий момент идет работа над переводом всех материалов Академии на русский язык. Первые видео уже можно посмотреть на официальной странице Академии в Youtube.
  • В 2011 году создатели нью-Йоркского стартапа CodeAcademy решили научить мир программировать. Платформа предлагает пошаговые уроки в изучении разных языков программирования, поддерживает боевой дух значками и отзывами о проделанной работе и даже подразумевает групповую работу, чтобы желающие могли проходить курс одновременно с друзьями. С 2012 года существует также и русская версия платформы. Обучение в CodeAcademy бесплатное.

Кодинг как навык для жизни

Помимо того, что программирование развивает определенные профессиональные качества и в целом помогает в процессе изучения других предметов, оно также дает потенциальную возможность лучше справляться с разными жизненными ситуациями. Даниил Георгиевич, преподаватель Ассоциации репетиторов, замечает, что развитое алгоритмическое мышление, это не только залог успехов по математике:

  • «Алгоритмическое мышление подразумевает под собой понимание основных принципов формальной логики, а также способность к планированию. Поэтому человек с таким мышлением способен не только лучше решать задачи по математике и программированию, но и лучше ориентироваться в реальной жизни.
  • Проблема современного мира состоит в том, что людей, обладающих хорошей логикой, крайне мало. В итоге взаимодействовать людям друг с другом намного тяжелее, чем могло было бы быть. Куда хуже всё становится, когда такие люди оказываются у власти. Не понимая причин и следствий из событий, человек принимает неверные решения, и зачастую многие ситуации для него заканчиваются плачевно»

Источник заглавной картинки

Программист с песочницы: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s