Вспомнить все! Как перестать забывать.

Забывание информации

Забывание информации – естественный для человека процесс, который, однако, может существенно навредить в обучении и профессиональной деятельности. Для школьников оно часто становится проблемой, с которой можно и нужно бороться. Сегодня мы рассмотрим механизмы забывания и узнаем, как с ним справиться.

Механизмы забывания

Забывание – это удаление из памяти ранее сохраненной информации. Ему подвержены как дети, так и взрослые. Однако в раннем возрасте, особенно у младших и средних школьников, оно наиболее выражено.

Механизмы забывания обусловлены психофизиологией человека и заключаются в стирании, удалении нейронных следов в головном мозге. На этот процесс влияет:

  1. Давность запоминания информации. Чем больше времени прошло с момента, когда школьник что-то сохранил в памяти, тем больше вероятность забывания этого материала.
  2. Количество повторений. Если было только одно-два повторения, то информация быстрее сотрется из памяти.
  3. Актуальность информации. Человек склонен «удалять» то, что ему не нужно, что не представляет интереса. Если школьник считает какие-то сведения ненужными для себя, то забудет их с большей вероятностью.

Выделение данных аспектов забывания позволяет найти способы борьбы с ним.

Повторение – мать учения

Недаром родилась и бытует до настоящего времени эта поговорка – повторение действительно позволяет эффективно бороться с забыванием информации. С ребенком его можно применять следующим образом:

    • В форме зазубривания. Когда ученик пытается запомнить что-то, например стихотворение, можно предложить ему схему заучивания, в которой последовательно запоминаются части информации (четверостишия). Сначала ребенок разучивает первое и повторяет его, потом второе и повторяет его совместно с предыдущим и т.д. Следует отметить, что данный способ хорош только для запоминания небольшой по объему и связной информации.
    • В форме игры. Этот метод можно использовать с детьми любого возраста. Когда школьник заучил что-то, можно организовать викторину или тематическую игру, в которой ребенку понадобится применить недавно усвоенные знания. Для закрепления положительного эффекта рекомендуется применять данный способ спустя день, три дня, неделю, месяц и т.д. после запоминания материала.
    • В форме целенаправленного повторения. Необходимо предложить ученику повторить то, что он запомнил недавно. Формулировка может звучать одним из следующих образов: «Давай-ка повторим то, что изучили вчера…», «Вчера ты мне рассказывал очень интересную информацию, но я ее позабыл. Можешь повторить?», «Ты говорил, что тебе необходимо хорошо запомнить материал. Рекомендую повторить его сейчас» и др.
Мне нужно это запомнить!
Мне нужно это запомнить! Источник фото

Повторение может осуществляться как по памяти (воспроизведение стихотворения, пересказ), так и по учебнику или с использованием другого источника информации.

Мнемотехники

Избежать забывания нужной информации, помогут мнемотехники – техники эффективного запоминания. Чем лучше закрепится в памяти материал, тем меньше вероятность его «стирания». Возможные мнемотехники:

    • Ассоциации. К запоминаемому слову, паре слов, имени, числу или фрагменту текста подбирается понятие-ассоциация. Оно может основываться на схожем звучании слова (слов) со звучанием другого, на внешней схожести предметов или на схожести смыслов. Например, Мельников – мельница, еж – игольница и т.д.
    • Классификация. Понятия разделяются по какому-то признаку (цвет, размер, начинаются на одну букву и пр.) и запоминаются группами.
    • Визуализация. Нарисованная картинка лучше отложиться в памяти и намного быстрее вспомнится при необходимости. Например, нужно запомнить, что слово территория пишется с удвоенной «р» в начале. Можно нарисовать место огороженное забором и написать внутри «рр».
    • Метод историй. Эффективен, когда нужно запомнить несколько не связанных между собой слов, понятий. Они соединяются друг с другом в логическую цепочку при помощи придуманной истории. Например, слова медведь, пастух, дерево. История может звучать так: однажды пастух отправился в лес и встретил там медведя. От страха он залез на дерево и сидел там, пока зверь не исчез из виду.
    • Упорядочение. Данная мнемотехника также применяется для запоминания ряда слов, понятий, определений. Они расставляются школьником так, как ему легче всего их воспринимать. Например, нужно запомнить континенты. Ученик может сделать это, упорядочив их по размеру: Евразия (самый крупный), Северная Америка и Южная Америка (следующие по размеру), Африка (средний материк), Австралия (небольшой), Антарктида (самый маленький).
Метод ассоциаций + визуализация.
Метод ассоциаций + визуализация. Источник фото

Поиск смысла

Покажите ребенку, что ему нужна запоминаемая информация:

    • Для будущей жизни. Например, умение вычислять периметр и площадь прямоугольника и квадрата может понадобиться при расчете материалов необходимых для ремонта комнаты.
    • Для успешной сдачи экзаменов. Знания и информация непременно потребуются на экзамене, поэтому школьнику необходимо хорошо запомнит их, чтобы получить достойную отметку. Объяснение, принятие и понимание этого ребенком + регулярное повторение поможет ему справиться с забыванием.

Важно, не просто сказать школьнику, что информация важна и пригодится в будущем, но и убедить его в этом. Для этого можно использовать мотивирование: «Ты хочешь поступить в университет, а для этого необходимо хорошо сдать ЕГЭ», «Ты всегда мечтал быть дизайнером, а для этого необходимы и знания геометрии…» и т.д.

Ложное забывание

Иногда человеку может казаться, что он полностью забыл что-то, но при целенаправленном вспоминании эта информация все же воспроизведется. Если ребенок не помнит материал, то можно помочь ему извлечь его из памяти:

    • Наводящие вопросы. Должны касаться деталей события, информации, которые необходимо вспомнить. Например, «Какого это было числа?», «Какая в этот день была погода: солнечная или дождливая?», «Во время правления какого императора произошло данное событие?» и т.д.
    • Сопутствующие воспоминания. Взрослый может напомнить ребенку, что, например, при изучении параграфа он находился в своей комнате, сидел за компьютерным столом, была открыта страница с изображением Древнеегипетского божества и пр. Подобные мелочи и детали помогут нарисовать в воображении ребенка картинку и вспомнить нужные сведения.
    • Ассоциации. Если ребенок затрудняется с ответом, не может вспомнить какое-то слово, понятие, явление, можно дать ему подсказку в виде ассоциации: «Это животное, похожее на игольницу», «Фамилия этого человека созвучна со словом мельница» и т.д.
Вспомнил!
Вспомнил! Источник фото

Питание для хорошей памяти

Предотвратить процесс забывания информации поможет не только хорошее разучивание или повторение, но и правильное питание. Ребенок должен получать витамины, макро- и микроэлементы в достаточном количестве. Это:

  1. Фосфор, калий и кальций. Содержатся в сырах, хлебобулочных изделиях, яйцах, орехах, молоке и молочных продуктах, рыбе.
  2. Магний. Его много в овощах и фруктах зеленого цвета, пшеничных изделиях, шоколаде, минеральных водах, арбузах.
  3. Йод. В достаточном количестве находится в морской рыбе, морской капусте, рыбьем жире, хурме, яйцах.
  4. Витамины группы B. Содержатся в мясе, хлебобулочных дрожжевых изделиях, грибах, бобовых культурах (бобы, фасоль, горох), орехах, печени, яйцах (особенно в желтках), помидорах, зелени, ягодах.
  5. Глутаминовая кислота. Находится в молоке, печени, нежирном мясе, кефире.

А если нужно забыть?

Иногда могут возникать ситуации, когда забыть что-то как раз необходимо, но не получается. Существуют методики целенаправленного забывания – летатехники:

    • Телевизор. Необходимо вспомнить какое-то событие и представить, что оно происходит на экране большого телевизора. Сначала человек просматривает его, потом мысленно берет пульт и убирает звук – просматривает, потом убирает яркость – просматривает и т.д. Упражнение выполняется до тех пор, пока изображение не тускнеет (в идеале – исчезает полностью).
    • Сгорающее письмо. Очень распространенный метод, при котором неактуальная уже информация записывается на бумаге (можно запечатать ее в конверт), а потом сжигается.
    • Летатехническая тряпка. Тесно связана с мнемотехникой. Например, школьник запоминал ряд слов посредством техники ассоциаций. Теперь эти сведения не нужны ему – необходимо стереть их из памяти. Для этого нужно представить ранее составленный ассоциативный ряд, мысленно взять мокрую тряпку и стереть его. Упражнение выполняется до тех пор, пока на месте этих ассоциаций не возникнет пустота, которую можно заполнить более актуальной информацией.
    • Записывание информации. Как бы странно это не звучало, но записывание данных в книжках и на клочках бумаги часто способствует их забыванию. В данном случае срабатывает стереотип о том, что не обязательно помнить то, что записал. Поэтому стоит попробовать отобразить на бумаге те сведения, которые уже не нужны в памяти и загромождают ее.

ВАЖНО! Летатехники не могут гарантировать 100% результат и полностью избавить от воспоминаний. Но при регулярном использовании они помогают стереть значительную часть ненужной уже информации.

Забывание – это неизбежный процесс, но если информация необходима человеку, с ним можно справиться. Поможет в этом целый комплекс мероприятий и методик, начиная с правильного питания и заканчивая регулярным повторением в различных формах.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s