Как «разогнать» свой мозг детям и взрослым

Как разогнать свой мозг

Мозг человека является одной из самых сложных и малоизученных систем, обо всех возможностях которой мы еще не знаем. Однако за годы исследований накопилось достаточно сведений о том, как можно активизировать и улучшать работу мозга. Сегодня мы и поговорим о том, как развивать интеллект детей и взрослых, и рассмотрим различные способы активации мозговой деятельности.

Немного теории

Головной мозг человека является органом центральной нервной системы и состоит из множества мозговых клеток и нейронов (порядка 100 миллионов тех и других). По размеру его можно сравнить с кочаном цветной капусты средних размеров, вес мозга составляет 1-2 кг (1020-1970 граммов). При этом стоит отметить, что умственные способности не связаны с величиной мозга. Так, самый крупный и тяжелый мозг (2850 граммов) был обнаружен у человека, страдающего умственной отсталостью.

Головной мозг состоит из 4 основных отделов, каждый из которых имеет свои функции:

  1. Продолговатый мозг. Расположен в задней части черепа, является своеобразным переходом головного мозга в спинной. Основная функция этого отдела – рефлекторная. Благодаря продолговатому мозгу осуществляются такие рефлекторные действия, как кашель, чихание и др., происходит регулировка процессов дыхания, сердечной деятельности. Продолговатый мозг связывает спинной мозг с вышележащими отделами головного – проводит сигналы из одного в другой.
  2. Ромбовидный (задний) мозг. Состоит из моста и мозжечка, располагается в задней части черепа у продолговатого мозга под полушариями. Отвечает за координацию движений, сохранение положения тела в пространстве и равновесие, регуляцию мышечного тонуса, осуществление ряда рефлексов, связанных с вестибулярным аппаратом и мышцами.
  3. Средний мозг. Находится точно в серединке черепа. С его помощью возможна правильная ориентация человека в пространстве, поддержание позы тела и регулировка тонуса мышц, первичная обработка данных от органов чувств (зрения и слуха).
  4. Передний мозг. В свою очередь делится на:
    1. Промежуточный мозг. Располагается над средним, состоит из таламуса, эпиталамуса, гипоталамуса. Именно сюда поступает информация от всех органов чувств, которая обрабатывается и отбирается для дальнейшей передачи в кору головного мозга (отбирается наиболее важная и значимая информация). Также данный отдел отвечает за возникновение и регуляцию эмоций, за обеспечение деятельности всех органов и систем организма, за обеспечение постоянства внутренней среды, обмен веществ. Здесь расположены центры удовольствия/неудовольствия, жажды/насыщения, страха и др.
    2. Конечный мозг. Представлен корой полушарий мозга. Именно здесь осуществляются наиболее сложные процессы: сознательное поведение, мышление, развитие интеллекта, конечная обработка, анализ и оценка информации от органов чувств, координация всей деятельности организма и т.д.

Получается, ведущим отделом головного мозга является конечный мозг или кора больших полушарий. Именно на него и должны быть направлены основные усилия по активизации работы мозга. Вместе с тем стоит помнить, что только слаженная работа всех частей может обеспечить функционирование умственной деятельности на высшем уровне.

«Подкормка» для мозга

Наш мозг нуждается в питательных веществах и витаминах не меньше других органов. Особенно они необходимы детям, т.к. у них происходит активный рост, а также людям, занимающимся интенсивным умственным трудом. «Подкормкой» для мозга могут быть обычные фрукты и специальные витаминные комплексы.

Скажите «Да!» физическим нагрузкам и свежему воздуху

Работа мозга будет осуществляться намного лучше, если человек занимается физической активностью и проводит достаточно времени на свежем воздухе. Детям и взрослым, столкнувшимся со сложностями в работе (например, при выполнении домашнего задания или написании отчета), рекомендуется сделать небольшую паузу, хорошо проветрить помещение или сходить прогуляться, выполнить несложную разминку (наклоны, повороты, приседания и др.). Особенно полезны наклоны, повороты и вращения головы.

Физкультминутка – отличный способ активировать работу мозга.
Физкультминутка – отличный способ активировать работу мозга. Источник фото

Музыкальная пауза

Исследования французского психолога Франциска Рошера показали, что повысить мозговую активность можно с помощью прослушивания музыки. Однако подойдут не все музыкальные произведения, а только те, которые отличаются гармоничностью, плавностью, отсутствием запредельной громкости и шумов. Идеально подходят произведения Моцарта, с помощью которых Рошер и проводил свои исследования.

О пользе «новинок»

Процесс познания помогает держать мозг в тонусе, постоянно активизировать его работу. Казалось бы, зачем тогда школьникам еще какие-то упражнения, ведь они и так ежедневно посещают учебное заведение и узнают что-то новое. Однако школьные занятия не всегда могут способствовать активизации работы мозга. Это может быть связано с легкостью/сложностью изучаемого материала, отсутствием заинтересованности. Поэтому не менее важно уделять внимание развитию ребенка вне школы: покупать развивающие книги/игры/фильмы, ходить на выставки и в театры, объяснять принципы работы различных приборов и устройств и пр. Этот совет хорош и для взрослых: если вы желаете повысить умственную активность, окружайте себя новыми необычными вещами, требующими изучения, стремитесь к получению новой информации.

Ориентирование в пространстве

Хорошо стимулирует работу мозга ориентирование на местности, в малознакомых (незнакомых) местах. Для этого важно научить ребенка обращаться с компасом, определять части света, ориентироваться по солнцу и т.д. Родители могут обучать школьника этим основам самостоятельно или записать его в специальную секцию.

Если нет возможности/желания отправляться в поход, можно тренировать навыки ориентации в знакомых условиях (например, в квартире, на даче, во дворе), но с закрытыми глазами.

Тренировка познавательных процессов

Тренировка познавательных процессов
Источник фото

Внимание, память, мышление и речь являются основными познавательными (когнитивными) процессами, которые обеспечиваются корой больших полушарий. Тренировка этих процессов позволяет существенно повысить активность мозговой деятельности. В зависимости от конкретного процесса можно выделить:

    • Тренировку памяти. Для этого можно использовать заучивание стихотворений, пересказы текста (сразу после прочтения и по прошествии определенного времени), длительное наблюдение за чем-либо, а потом воспроизведение увиденного на бумаге в виде изображения, различные игры на память.
    • Тренировку внимания. Помогут в этом различные задания на внимательность: поиск различий между картинками, нахождение и зачеркивание какой-то определенной буквы в наборе букв, изучение двойственных изображений, слежение за чем-либо с последующим детальным воспроизведением и пр.
    • Тренировку мышления. Сюда можно включить решение кроссвордов, головоломок, математических задач и задач на логику, анализирование текста, размышление на определенную тему и т.д.
    • Тренировку речи. Идеально подойдут упражнения со скороговорками и предложениями с преобладанием определенной буквы (Ехал Грека через реку…), пересказы и чтение стихотворений вслух перед зеркалом, разучивание текста по ролям и др.

Стимулирующее общение

Чтобы улучшить интеллектуальную деятельность ребенка, активизировать его мозг, необходимо обеспечить его общением с умными людьми. Это могут быть старшие друзья, сверстники, интересующиеся чем-то и целенаправленно изучающие данный предмет (например, астрономию), взрослые, занятые интеллектуальным трудом. Общение с интересными людьми, чьи знания и возможности превышают знания и возможности школьника, заставят его стремиться к повышению своей умственной деятельности, будут держать в постоянном тонусе. Главным условием здесь будет интерес ребенка к этим людям.

Мышление + действие

Для активизации работы мозга важно постоянно мыслить и воплощать эти мысли в действии. Эти два процесса тесно взаимосвязаны и стимулируют друг друга: так действие рождается из мысли, а в процессе действий могут возникнуть новые мысли, «озарения». Поэтому важно:

  1. Стимулировать ребенка к созданию различных идей. Предложите ученику придумать новую игру, необычный способ решения задачи, разработать план мероприятия и т.д. Хорошим вариантом является решение практических задач интересных ребенку: разработка новой системы школьного обучения, способов борьбы с безработицей, создание компании, выпускающей компьютерные игры и т.п.
  2. Воплощать эти идеи в жизнь. После того, как школьник выдал какую-то идею, постарайтесь вместе с ним воплотить ее в жизнь, даже если она кажется невыполнимой. В процессе действия ребенок может изменить план действий, внести коррективы, доработать что-то. При необходимости помогите ученику в этом.
  3. Обсуждать идеи и их воплощения. Вместе с ребенком оцените идею, отметьте ее плюсы и минусы, а также достоинства и недостатки выбранного способа действий.
Мышление+действие
Источник фото

Мозг является одним из самых сложных органов, но качество его работы вполне поддается улучшению. Чтобы он всегда находился в тонусе и активно работал, необходимо получать питательные вещества, не пренебрегать физической активностью и постоянно стимулировать мозговую деятельность посредством решения всевозможных задач и изучением чего-то нового.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s