Не позволяй душе лениться… Как бороться с ленью у детей

Лень твоя - враг твой

Периодически каждый человек ленится, особенно с наступлением лета, когда на улице тепло, чувствуется близость каникул и отпусков. Школьники и студенты с большим трудом посещают занятия и выполняют домашние задания, а порой и вовсе отказываются от них. Как же справиться с этими приступами лени? Сегодня мы попробуем дать несколько советов о том, как бороться с детской ленью.

Лень – это нежелание выполнять какую-то деятельность, трудности во включении в работу, невозможность приступить к занятиям. Она свойственна практически каждому, и даже самые прилежные ученики временами подвергаются этому «недугу».

Очень важно отличить лень ученика от нежелания в принципе ходить в школу по различным причинам (неуспеваемость, конфликты с учителями/одноклассниками, отсутствие мотивации и пр.). Понять это можно по следующим признакам:

  • Лень проявляется не постоянно, а только в некоторые моменты времени, например, в последний месяц учебного года
  • Ребенок, который просто заленился учиться, не становится замкнутым, подавленным или агрессивным
  • Как правило, при обычной лени причины нежелания посещать занятия звучат примерно так: «Я не хочу», «Мне надоело», «Хочу гулять» и др.
  • У ученика отсутствуют серьезные конфликтные ситуации с учителями/одноклассниками
  • Успеваемость ребенка в целом находится на хорошем уровне

Получается, что у ребенка нет серьезных причин не ходить в школу и/или не выполнять домашние задания. Как правило, данное состояние связано с:

  • С потерей интереса
  • Усталостью
  • Предвкушением каникул
  • Появлением других интересных занятий, не касающихся обучения
  • Влиянием хорошей погоды, друзей, долгих праздников и выходных

Перейдем к советам и рекомендациям, которые помогут справиться с ленью в каждом из этих случаев. Некоторые из них универсальны, другие направлены на устранение конкретной причины.

Стимул

Когда ребенка одолевает лень, важно дать ему стимул, который поможет победить ее и продолжить обучение в прежнем темпе. Этим стимулом может быть:

  1. Интерес. Это превосходный двигатель любой деятельности. Чтобы заинтересовать школьника, можно внести в обучение элементы игры, объяснить значимость учебы (для старших школьников), показать связь изучаемых наук с реальной жизнью, найти увлекательную тему, основываясь на предпочтениях и хобби ребенка. Например, девушку-модницу можно заинтересовать историей, попросив ее осветить модные тенденции в различные временные периоды.
  2. Поощрение. Обучение станет в разы приятнее, если за него ребенок будет получать какие-то бонусы. Это может быть похвала, небольшой подарок или денежное вознаграждение. При этом важно, чтобы такие поощрения были всегда разнообразными и неожиданными.
  3. Демонстрация результата деятельности. Очень часто ученики ленятся выполнять какую-то учебную задачу потому, что не понимают, что это даст в итоге. Нужно показать им, что выполнение данной деятельности или изучение данного материала пригодится в будущем, позволит получить отличную отметку, даст какой-то материальный результат и т.д.
  4. Соревновательный элемент. Также возможно сыграть на естественном честолюбии, желании быть первым, поспорив с ребенком о количестве полученных положительных отметок за месяц, о возможности изучить что-то и т.д. или организовав своеобразное состязание (кто больше получит положительных отметок, кто продуктивнее потрудится в этом месяце).
  5. Обещания, данные ребенком. Например, школьник обещает заниматься математикой по часу ежедневно, чтобы порадовать родителей, получить что-то приятное, хорошо закрыть четверть (варианты могут быть любыми). Здесь важно обговорить права и обязанности каждой из сторон (ребенка и вашей), возможные последствия невыполнения обещания. При этом сами обязательства, взятые на себя учеником, должны быть выполнимыми, а последствия (и в случае выполнения, и в случае невыполнения) адекватными им.
Главное, найти правильный стимул.
Главное, найти правильный стимул. Источник фото

Отдых

Если лень вызвана усталостью, то имеет смысл устроить для ребенка небольшой отдых. Можно на пару дней освободить его от школьных занятий, отправить в выходные на интересную экскурсию, совместно заняться активным отдыхом (например, покататься на велосипеде) и др. При этом подчеркните, что в дальнейшем от ребенка ожидается активное включение в учебную деятельность.

Освобождение от части обязанностей

Для детей очень важно общение со сверстниками, прогулки с друзьями, наличие свободного времени для собственных интересных занятий. С наступлением лета этот вопрос становится еще более актуальным. Если вы чувствуете, что ребенок загружен и его лень вызвана именно недостатком времени для занятий тем, чем ему хочется, то попробуйте снять с него часть дел. Например, это может быть уменьшение обязанностей по дому, или небольшое сокращение времени, отводимого на дополнительные занятия и саморазвитие.

Деление деятельности на части

Взяться за выполнение длительной и не очень интересной работы школьникам бывает невероятно сложно. Отсюда возникает нежелание ею заниматься, и появляется лень. Если нельзя сделать данную работу более увлекательной, то нужно хотя бы разделить ее на куски. Например, написание реферата можно поделить на несколько дней: 1-й день – поиск литературы, 2-й – ее чтение, 3-й – написание введения и т.д. Так ребенку будет проще победить лень и справиться с работой.

Постепенное включение в деятельность

После длительного отдыха, например, каникул или продолжительных праздников, снова включаться в работу бывает очень тяжело. Пусть ученик делает это постепенно. Например, в первый день после окончания отдыха только сходит в школу и выполнит домашнее задание, через пару дней – все это + дополнительные занятие каким-то одним предметом, далее – добавить к этому другие дела и т.п.

Начинать нужно с малого.
Начинать нужно с малого. Источник фото

Отсутствие принуждения

Строгость и директивность будут формировать у ребенка страх негативных последствий, но совершенно не обязательно помогут побороть лень. Например, школьник может прогулять занятия, а потом соврать учителям и родителям, чтобы избежать наказания. Чтобы такого не происходило, старайтесь аккуратно бороться с проявлениями лени. Выразите понимание данного состояния ребенка, предложите свою помощь, совместно попытайтесь найти выход из сложившейся ситуации. Важно, чтобы ученик чувствовал ваше участие, не боялся наказания, но в то же время понял, что лень неоправданна, и с ней нужно справиться.

Умеренный контроль

Контроль – вещь необходимая, особенно если ребенок временами любит полениться. Однако важно, чтобы он был правильным и умеренным. Не стоит контролировать каждый шаг школьника, устанавливать жесткие рамки и детально планировать его день, карая каждое отклонение от существующего графика. У ребенка должна быть определенная свобода, например, нужно давать ему время для собственных занятий, а также позволять самостоятельно выполнять домашние работы, не заглядывая к нему поминутно. Контролю может подвергаться начало работы, ее результат и только в некоторых случаях сам процесс (например, если школьнику требуется ваша помощь).

Минимизация соблазнов

Невероятно сложно ходить в школу и выполнять домашние задания, если имеется куча соблазнов: свободный доступ к компьютеру, стоящий в коридоре велосипед, приглашение на прогулку или в интересную поездку и т.п. Конечно, в этом случае не стоит строго-настрого запрещать ребенку все это, но можно ввести некоторые ограничения. Например, за компьютером можно проводить не более 1-2 часов, гулять с друзьями также определенное время или же просто выделить какое-то количество часов для любых интересных занятий, превышение которого нежелательно (несет какое-то негативное последствие). При этом проявите максимум поддержки и участия, покажите ребенку, что прекрасно понимаете его чувства, что готовы помочь при необходимости. Объясните, для чего необходима эта мера и как долго будут действовать данные ограничения.

Близость завершения

Достаточно часто лень возникает в последний месяц перед каникулами, когда уже чувствуется близость отдыха, и делать что-либо становится совершенно невозможно. В этом случае можно замотивировать ребенка, призвав его потерпеть еще немного, приложить максимум сил сейчас, чтобы потом иметь возможность спокойно отдыхать. Можно использовать поощрения, например, пообещать устроить поход или отправить ученика в лагерь, если он постарается и закончит четверть без троек.

Не позволяй душе лениться
Источник фото

Лень мешает продуктивной деятельности и эффективному обучению, но время от времени ей подвержены все, а особенно дети. Если ребенок в принципе положительно относится к школьным занятиям, но в данный момент по какой-то причине заленился, то можно применить несколько мер, чтобы помочь ему преодолеть это состояние. Важно при этом проявить участие и не действовать жестко. Если же школьник ленится систематически и это его естественное состояние, то весьма вероятно, что дело заключается в нежелании ходить в школу, связанным со страхами, появлением конфликтов, неуспеваемостью или другими причинами (об этом мы писали ранее).

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s