Игровое обучение

Preschool children

Игра – это не только забава для детей или способ приятно провести досуг. С ее помощью также можно изучать что-то новое, осваивать науки, запоминать сложные понятия. Игровое обучение позволяет сделать учебу более легкой не только для малышей, но и для учеников старшей школы, и даже для взрослых. И самое главное, что применять игру в качестве метода обучения совсем несложно и реально в домашних условиях.

Немного об игровом обучении

В игре обучение гораздо легче и приятнее.
В игре обучение гораздо легче и приятнее. Источник фото

Интересно, что игру в качестве обучающего элемента использовали еще с древних времен. Например, в Древней Греции это были спортивные состязания, состязания в музыке, словесности и умении вести спор. Состязания, дискуссии и некоторые другие элементы игрового обучения использовались и используются практически в каждом учебном заведении от древних времен до наших дней.

Однако игровое обучение как отдельный метод выделилось совсем недавно – во второй половине 20 века. Сегодня оно стремительно развивается, но пока используется далеко не везде. Но если в учебном заведении Вашего ребенка не применяются игровые методы обучения или применяются ограниченно, то это совсем не значит, что Вы не можете самостоятельно их использовать. Игра способна существенно облегчить ребенку любого возраста и даже взрослому усвоение новых знаний и навыков, повысить интерес к обучению. В отличие от традиционной формы обучения игровое обладает следующими преимуществами:

  1. Легкая и интересная форма. Игра имеет увлекательный, понятный и привлекательный для всех формат проведения. Здесь нет строгой дисциплины, и участники обладают большей свободой действия, чем в альтернативных учебных ситуациях.
  2. Повышенная активизация участников. Игрой легче заинтересовать, легче привлечь в нее участников и легче добиться от них нужного результата. Ведь в ее процессе задействуются эмоциональные, умственные, физические и другие ресурсы.
  3. Дополнительная мотивация. С помощью игрового формата можно не только научить, но и смотивировать на учебу, а также добиться от ребенка проявления инициативы, настойчивости, креативности и целеустремленности.
  4. Легкость передачи и усвоения знаний. Особенностью игры является тот факт, что в нее участники должны вступать добровольно. Благодаря этому снижается влияние психологических защит, которые мешают понимать и принимать новую информацию, осваивать новые умения и навыки.
  5. Многофункциональность. Игра – отличный способ объяснить то, что не очень понятно, дать новую информацию, научить чему-то, а также развлечь себя и ребенка, научиться взаимодействовать, раскрыть потенциал и др.

Занимаясь со своим ребенком или пытаясь самостоятельно освоить что-то, смело переводите обучение в игровой формат. Для этого важно учитывать возраст и проявить много заинтересованности и немного креативности.

Игровое обучение дошкольников

В дошкольном возрасте игра – основная форма деятельности. Ребенок играет в детском саду с другими детьми и воспитателем, дома с родителями и самостоятельно. И в процессе этой игры очень легко обучить малыша основным понятиям (например, цветам, формам, цифрам, буквам) и подготовить его к обучению в школе.

Обучающие игры для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Все зависит от фантазии и желаний родителей, от конкретных знаний, которые Вы хотите дать ребенку. Вот несколько идей и советов:

    • Для совсем маленьких детей (от 1,5-2 лет) целесообразно совмещать обычную игру с подачей новой информации. Например, собирая пирамидку, складывая кубики, катая машинки и т.д., можно называть ребенку цвета элементов, их форму, нумеровать их. Важно, чтобы такие игры и называние были систематическими. В этом случае запомнит новую информацию ребенок довольно быстро.
    • Развивающие игрушки. В последнее время в детских магазинах представлено большое количество таких игрушек, рассчитанных для определенного возраста. Для детей они очень полезны, так как позволяют развивать различные навыки (мелкая моторика, различение размеров и пр.) и привлекательны, так как разрабатываются с учетом детской психологии и возрастных особенностей.
    • Для старших дошкольников (приблизительно с 5 лет) можно вводить «шкалу роста». На этой шкале ребенок будет самостоятельно отмечать свои успехи и достижения, постепенно продвигаясь вверх как по лесенке. Например, шкала связанная с изучением алфавита может иметь следующие ступеньки-деления: знакомство с буквами, частичное воспроизведение алфавита, полное воспроизведение алфавита, гласные буквы, согласные буквы и т.д. Ребенок может продвигать по этой шкале какую-то фигурку, символизирующую его. Хорошо, если за достижение новой ступени малыш будет получать приятное подкрепление – конфетку, небольшую игрушку или же просто похвалу.
    • Легко в процессе игры изучать правила дорожного движения, знакомить ребенка с профессиями и их содержанием. В этом помогут различные тематические наборы, книги с картинками, масштабные картинки с изображением дороги с перекрестками и дорожными знаками и пр. Для этого достаточно в процессе игры объяснять ребенку, что обозначает тот или иной знак, что делает представитель той или иной профессии.
    • У детей дошкольного возраста еще недостаточно развито произвольное запоминание. Если Вы хотите, чтобы ребенок что-то запомнил, то преподнесите это в игровой форме. Например, перечень каких-то продуктов малыш очень хорошо и легко запомнит, если попросить его представить, что он идет в магазин и эти продукты необходимо купить.

Это лишь малая часть игровых элементов. Родители могут проявить фантазию и придумать собственные игры. Главное помнить, что малышу должно быть интересно, а обучающие моменты должны выступать лишь дополнительной частью для детишек этого возраста.

Детская любознательность не знает предела. Направьте ее в нужное русло!
Детская любознательность не знает предела. Направьте ее в нужное русло! Источник фото

Игровое обучение детей младшего школьного возраста

С поступлением ребенка в школу должен измениться и характер обучающих игр. Они становятся более серьезными, приобретают другое содержание, т.е. направлены на освоение школьной программы и на помощь в обучении. Здесь нет практически никаких ограничений, и форма игры будет зависеть от целей обучения и фантазии взрослого. Приведем некоторые примеры игрового обучения для детей в возрасте от 7 до 13 лет.

  • Кукольные спектакли. С их помощью можно научить школьника творить (изготовление кукол и декораций), изучить литературное произведение (постановка по книге), обыграть отношения между людьми (например, между учителем и учениками в школе).
Один из лучших методов игрового обучения.
Один из лучших методов игрового обучения. Источник фото
    • Интерактивные выставки, тематические прогулки. Многие музеи, галереи, театры и т.д. проводят специальные обучающие программы для детей. С их помощью ученики смогут не только узнать много нового, но и наглядно увидеть то, что они проходят в школе.
    • Наглядность. Она очень важна для усвоения знаний, особенно в младшем школьном возрасте. Очень эффективно изучать математику с помощью различных предметов (яблок, конфет, игрушек и пр.), осваивать чтение в процессе игры (например, не просто заставлять читать ребенка какой-то рассказ, а делать это куклам, младшим братьям-сестрам или даже взрослым). Для лучшего усвоения пространственных отношений очень полезно рисовать с ребенком планы и схемы. Например, игра «Клад». Ребенку предлагается сыграть в игру и спрятать/найти какое-то сокровище. Для этого предварительно школьник при помощи взрослого должен нарисовать план дома, двора, школы и т.д. А затем взрослый прячет «сокровище», обозначает его место на плане, а ребенок ищет. С помощью данной игры можно изучить пространственные отношения, предлоги, условные обозначения, научить рисовать схемы и ориентироваться в них.
    • Изучение иностранных языков. Для того чтобы ребенок лучше запоминал новые слова, можно разыгрывать небольшие сценки. Например, покупка билета в кассе вокзала, указание направления, взятие нужной книги в библиотеке и т.д. Диалог должен вестись на иностранном языке.
    • Игры-путешествия. Наиболее эффективны к концу начальной школы и в средней школе, так как требуют инициативы и воображения. В таких играх детям предлагается перевоплотиться в географов, геологов, зоологов и т.д. Задачи игры изучение природы, географии, континентов и пр. Ребенку необходимо самостоятельно найти информацию о какой-то стране или материке, описать животное или место, вести дневник метеорологических и др. наблюдений и пр. Также такие игры развивают инициативность, самостоятельность, наблюдательность.

Дети младшего и среднего школьного возраста нуждаются в наглядности в обучении. Именно поэтому им гораздо проще и интереснее будет изучать школьный материал, если предоставить детям возможность инсценировок и тематических прогулок, возможность делать что-то самостоятельно и в процессе игры. Хороши для школьных задач сюжетные и ролевые игры. Просто попробуйте преподнести сложную для ребенка информацию в игровой форме, и успех не заставит себя ждать.

Игровое обучение учеников старшей школы и взрослых

Старшеклассники, студенты и взрослые также могут использовать игровые элементы для легкости усвоения знаний и навыков. Однако игры должны быть более сложными, чтобы вызвать интерес. Также при моделировании обучающей игры для данной возрастной категории следует учесть:

  1. Самостоятельность участников. В процессе игры ученик или взрослый должны самостоятельно находить решение поставленной задачи. Т.е. все от поиска источников до формирования конечного результата должен проделывать сам участник.
  2. Логичность. Элементы обучающей игры должны быть хорошо и логически связаны между собой, максимально приближены к реальной жизни. Как правило, в этом возрасте уже преобладает словесно-логическое мышление, и очень важно учитывать это. Например, если игра направлена на запоминание, то понятия должны быть связаны логическими ассоциациями. А если на принятие решения, то нужно предусмотреть логические последствия такого решения.
  3. Наглядность. С возрастом и сменой ведущего типа мышления этот критерий продолжает быть очень важным. Тематические выставки и вечера, инсценировка сложных литературных произведений, разыгрывание диалогов, сцен и событий (в том числе на иностранном языке) и пр. будут очень полезны для человека любого возраста.
Игра – отличный помощник в любом возрасте.
Игра – отличный помощник в любом возрасте. Источник фото

Игра – уникальная форма деятельности, с помощью которой можно отдохнуть и расслабиться и при этом освоить новые знания. Если традиционные методы обучения не дают должного эффекта, то проявите толику фантазии, отойдите от привычного и скучного усвоения знаний и сделайте его увлекательным и полезным.

Источник заглавной картинки

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s