Школьные страхи родителей

Ó÷èòåëüíèöà êðè÷èò

Почему мы боимся школы? Как справиться со своими школьными страхами? Мы – это не дети, а родители. Мамы и папы, которые тоже когда-то были маленькими и тоже порой не хотели учиться. Мы выросли, и, казалось, эти страхи остались позади. Но однажды наши дети со слезами на глазах попросят «разрешить остаться дома», и прошлые фобии вернутся. Как справиться с ними? Какие слова сказать ребёнку, чтобы он не воспринимал образовательный процесс за пытку?

Ответы на эти вопросы в интереснейшей книге Алексея Игоревича Лунькова «Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома». Легко, доступно, без нравоучений автор книги, профессор, кандидат психологических наук, разговаривает с родителями.

Прочтите, работа, действительно, на редкость хороша. В данном обзоре представлена лишь часть её, а всю книгу вы можете прочесть на сайте, ссылка на который указана в тексте.

Оценка родительской успешности

Картинка 2. Супер-учитель
Источник фото

 

Для большинства родителей, чей ребёнок начал учиться в школе, становятся актуальными вопросы: «Как следует относиться к неудовлетворительным отметкам?», «Как реагировать на мнение учителя о своём ребёнке?» и т.п. Обычно ответы на эти вопросы определяются полузабытым школьным опытом самих родителей. Фигура учителя для многих взрослых продолжает оставаться символом контроля и источником тревожности. Некоторые родители буквально принимаю оценки своих детей за оценку их родительской успешности. Более того, глубоко подсознательно они сами чувствуют себя детьми Суперродителя, в роли которого выступает учитель.

Так себе игра – «родительское собрание»

131016030142
Источник фото

В чём же конкретно проявляются страхи родителей перед школой? Автор книги приводит наглядный пример. Некогда он провёл со студентами педагогического вуза деловую игру «Родительское собрание». Группа участников была разделена на две части: четыре человека играли роли преподавателей, большинство же оказались в стане родителей. «Учителям» дали установку вести себя максимально критично, каждой своей репликой они должны были убедить родителя, что их ребёнок имеет серьёзные недостатки. «Родителям», напротив, предлагалось действовать по ситуации.

 Единственный отважный отец

С самого начала «родители» практически не оказывали никакого сопротивления. Наоборот – с каждым новым «разбором полётов» обещали: «принять меры», «проследить», «усилить контроль». То есть, они активно демонстрировали согласие с учителем и даже приводили примеры из домашней жизни своих выдуманных детей. Например, «учительница» говорит: «Ваш Вася – абсолютный лентяй, на уроках ничего не делает». На что «мама» отвечала: «Да, вы правы, я вам даже больше скажу: он и по дому ничего не делает».

Поведение участников игры было достаточно однообразным, пока один «папа» в ответ на реплику преподавателя: «А у вашего Саши нет ни стыда, ни совести», не опроверг: «А вот тут позвольте с вами не согласиться. Совесть у моего сына есть».  И только в этот момент дружная и послушная компания «родителей» взорвалась. «Как вы смеете такое говорить?!», — понеслось со всех сторон. Но не в адрес «учительницы», а в адрес «сашиного отца». Все прочие «родители» старались убедить его, что учительница права.

«Да», за которое стыдно и тревожно

Картинка 3. Родители поучают
Источник фото

 

На этом моменте эксперимент остановили. У исполнявших роль родителей спросили: «Почему вы не пытались защитить своего ребёнка, когда унижалось его достоинство?». Ответы оказались столь же стереотипными, как и поведение «матерей» и «отцов» на собрании: «Боялся, чтобы не стало хуже», «Если я возражу, она будет ставить моему ребёнку плохие отметки». Все «родители» отметили, что на собрании им было стыдно, тревожно и «вообще плохо». Но при этом на вопрос: «А представляете, как ребёнок себя чувствует на уроке этой учительницы» либо пожимали плечами, либо заявляли: «Ну и что? Все через это прошли». Зато «учителя» единодушно сказали, что в предложенной роли им было «нормально».

Тупиковый путь невротика

Картинка 6. Тупик
Источник фото

 

Иногда родительские страхи перед школой, вынесенные из собственного детства, настолько велики, что находят выход в жестоком агрессивном отношении к детям. Взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка. Позиция «веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо», увы, распространена. На деле это означает, что ребёнок вынужден нести бремя двойной ответственности: и за себя, и за эмоциональное состояние родителей. Часто такой груз оказывается непосильным для маленького человечка, и он выстраивает систему психологических защит от всего сразу.

От школы, от родителей, от учения. Школьник может начать протестовать либо пойти по так называемому «пути невротика», то есть утратить связь со своими желаниями и переключиться на желания старших. Да, этот второй путь часто заканчивается золотой медалью, но так же и визитом к психологу-профконсультанту, которому выпускник задаёт вопрос: «Помогите определить, к чему у меня способности, какую профессию выбрать. Сам я в полной нерешительности, мне все предметы одинаково нравятся, не знаю к чему больше душа лежит».

Двойка – не значит «не люблю»

photo
Источник фото

Что же делать, чтобы сын или дочь не пополнили ряды «инфантильной молодёжи»? Тем родителям, чей ребёнок ещё только в начале школьного пути, автор книги рекомендует прежде всего разобраться со своими детскими страхами перед школой. Далее – каждый раз на родительском собрании представляйте своего ребёнка рядом, сидящим с вами за одной партой. Он слышит и видит то же, что и вы. И тогда, возможно, его образ позволит вам почувствовать себя защитником, а не обвинителем. Не забывайте так же, что учитель, пугающий вас, сам много чего боится.

И, разумеется, без устали повторяйте, что ваши чувства, ваше отношение к ребёнку не зависят от оценок, которые он принесёт из школы. Уютная эмоциональная атмосфера почти наверняка поспособствуют его искреннему желанию учиться. А вот чего делать не нужно, так это говорить что-то типа: «Знаешь, как мы будем любить тебя, если ты станешь отличником!» или «У мамы из-за твоей двойки заболело сердце – так она расстроилась». Подобные «воспитательные меры» – уже шантаж, и они спровоцируют лишь страх перед школой как перед местом, где ребёнок может «потерять» родительскую любовь.

Постарайтесь решить новые задачи своей родительской роли максимально эффективно. Чтобы и собственные страхи детства изжить, и чтобы уберечь от «школьных ловушек» сына или дочь.

Очень надеюсь, что данный обзор поможет вам в нелёгком, но любимом деле – быть родителем. Всю книгу вы можете прочитать по ссылке.


 Источник заглавной картинки — materinstvo.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s