Дайджест новостей науки и образования за 17-21 ноября: как заменят мышей в лабораториях и станет ли ЕГЭ по истории обязательным

kid_journalist

Каждая неделя приносит нам что-то новенькое и неожиданное из мира науки и образования. Эта — не исключение. Ученые выяснили, что плохие танцоры…. просто такими родились, а для бедных проблема с зубами намного более актуальна, чем  для богатых. Минобразования уделяет много внимания сельским школам, когда  в Великобритании студенты требуют бесплатное образование. А мыши оказались не очень подходящими для экспериментов. Об этом и многом другом читайте в этом выпуске.


17 ноября


Новый рисунок (3)Единые учебники истории поступят в Минобрнауки до 1 марта 2015 года

Минобрнауки. Архивное фото

«До 1 марта все документы по новым учебникам истории будут представлены в министерство для принятия окончательного решения», — сказала Третьяк.

Она сообщила, что Минобрнауки подготовило изменения в документ, который определяет, как формируется федеральный перечень учебников и каким образом новые учебники истории будут допущены в образов процесс. «Для этих учебников предусмотрен новый отдельный вид экспертизы на соответствие их единой концепции учебно-методического комплекса по истории. Научную экспертизу и экспертизу на соответствие концепции будет проводить специально созданная комиссия Российского исторического общества. И экспертиза может начаться уже сейчас», — сказала Третьяк.

Она отметила, что пока нет ясности, сколько учебников будет допущено к использованию в школах. «Вопрос о том, сколько будет учебников, мы не ставим. Мы лишь подчеркиваем, что все они должны соответствовать требованиям, заданным концепцией», — сказала замминистра.

 Она напомнила, что в настоящее время в федеральный перечень учебников, разрешенных для использования в российских школах, включено 75 учебников по всеобщей истории и истории России. По словам Третьяк, чтобы определить, насколько они соответствуют концепции единого стандарта, Российское историческое общество организует их оценку.

«Важно понимать, что единые подходы к преподаванию истории не означают введение единомыслия в духе Козьмы Пруткова. Мы говорим о единой логике школьного курса истории, о понимании взаимосвязи всех этапов развития российской государственности», — сказала Третьяк.

Фото и оригинал статьи


5 Умение танцевать является врожденной способностью

Annex - Hayworth, Rita (Cover Girl)_02[1]

Теперь у «плохих танцоров» появилось научное объяснение их незавидным способностям: оказывается, они просто не в состоянии двигаться в ритме музыки. Канадские ученые из Университета Макгилла совместно с коллегами из Монреальского университета провели исследование, в ходе которого они сравнили двух человек с подозрением на невосприимчивость ритма с 32 участниками из контрольной группы.

Как выяснилось в ходе тестирования, включавшего различные танцевальные упражнения, два человека оказались категорически неспособны двигаться ритмично под музыку — как и предполагалось.

После анализа результатов группа ученых пришла к выводу, что подобную дисфункцию можно объяснить расстройством, которое влияет на биологические ритмы организма и его способность реагировать на внешние сигналы. Таким образом, люди, которые физически не могут синхронизировать свои внутренние ритмы с внешними, при всем желании не могут танцевать.

Фото и оригинал статьи


ria-novosti-logo Рособрнадзор назвал сроки подачи заявлений для участия в ЕГЭ-2015.

Картинка 1. Школьник-ЕГЭ

Заявление на участие в ЕГЭ в досрочный и основной периоды по любым предметам необходимо подать до 1 февраля 2015 года. Досрочный период пройдёт в 2015 году с 23 марта по 18 апреля, основной – с 25 мая по 3 июня.

Для участия в ЕГЭ по русскому языку и географии – 14 февраля 2015 года, следует подать заявление и зарегистрироваться до 1 декабря текущего года. Сдать экзамен по этим предметам в феврале смогут выпускники прошлых лет и лица, обучающиеся за пределами РФ. Также ученики 11 классов смогут в этот период досрочно сдать географию, изучение которой они закончили в 10 классе, если у них имеются годовые оценки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам.

Выпускники прошлых лет, обучающиеся в образовательных учреждениях начального и среднего профобразования и иностранные граждане должны подать заявление и зарегистрироваться на сдачу ЕГЭ в муниципальном или региональном органе управления образованием. Выпускники школ текущего года подают заявление на сдачу ЕГЭ по месту учёбы.

Фото и оригинал статьи


interfax-logo Рособрнадзор рассказал о самых грубых ошибках школьников в ЕГЭ по истории

Источник фото

Половина участников ЕГЭ по истории в этом году не смогли правильно ответить на ряд ключевых вопросов о реформах Петра Столыпина, о Великой Отечественной войне. А каждый четвёртый не понимает сути действующей Конституции.

Такие данные привёл глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. По его словам, 50% выпускников, отвечая на вопросы ЕГЭ о Великой Отечественной войне, не отнесли бои за Мамаев Курган к Сталинградской битве, а 52% посчитали, что Англия и США в июне 1944 года высадили войска «в Скандинавии или на Балканах».

Каждый четвёртый (28%) участник ЕГЭ не знает о том, что акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии в 1945 году подписал маршал Георгий Жуков.

Также, по словам Кравцова, более половины (64%) выпускников уверены, что в результате реформ Петра Столыпина в России у крестьян появилось гражданство.

Оригинал статьи


 

 8История, возможно, станет обязательным предметом ЕГЭ

Картинка 3. Бланк ЕГЭ

В число обязательных предметов могут включить историю, но только после того, как будет принят единый учебник по этой дисциплине. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов заявил, что в ведомстве уже создана специальная рабочая группа, которая изучает целесообразность введения обязательного ЕГЭ по истории.

В этом году Рособрнадзор изменил контрольно-измерительные материалы по истории. Так, из экзаменов исключены задания, которые могут вызвать конфликт на религиозной и этнической почве. В следующие два года появится больше вопросов по истории регионов и культуры России.

При этом единый стандарт учебника истории до сих пор не готов. Как заявила заместитель главы Министерства образования и науки Наталья Третьяк, новые пособия будут разработаны до 1 марта 2015 года. Сначала стоило бы отработать эту образовательную программу, а потом уже задумываться об изменениях в ЕГЭ, уверен сопредседатель общественного  совета при Министерстве образования, заслуженный учитель России Евгений Ямбург.

«Концепция ещё только принята, мы не видели той линейки учебников. Существуют тонкие проблемы, связанные с преподаванием истории в разных регионах страны. Мне кажется, мы не готовы, и такая торопливость может привести к обратным результатам. Потому что даже оценка ответов учащихся во многом будет зависеть от экспертов, у которых разные идеологические подходы. Для введения и апробации учебников и их шлифовки нужно минимум пять лет, чтобы всё это привести в норму», — подчеркнул Ямбург.

Фото и оригинал статьи


18 ноября


Новый рисунок  Ученые: у бедных в старости на восемь зубов меньше

141118191537_old_woman_river_smile_624x351_thinkstock

Представители беднейших слоев населения к 70 годам имеют в среднем на восемь зубов меньше, нежели их более обеспеченные сверстники.

Об этом свидетельствуют результаты исследования британских ученых, опубликованные в научном издании Journal of Dental Research. В исследовании принимали участие более 6000 человек. Выяснилось, что самые бедные из участников значительно чаще страдали от кариеса и болезней десен.

Кроме того, у них было меньше зубов в старости, поэтому их зубы были расположены менее плотно, чем обычно.Восемь зубов – это четверть полного набора зубов взрослого человека.

«То, что бедняки, в отличие от богатых, имеют менее здоровую ротовую полость, – возможно, и не самая большая неожиданность. Сюрприз в том, насколько существенны могут быть эти различия и насколько сильно они отражаются на жизни людей», — так прокомментировал полученные результаты профессор Джимми Стил из университета Ньюкасла.

Так, живущий на северо-востоке Англии 68-летний Сидней Элкок потерял все свои зубы в раннем возрасте из-за болезни десен, причиной которой стала неудовлетворительная гигиена ротовой полости.

«У меня были вставные зубы, но они не служат долго. То, что у меня нет зубов, сильно осложняет мне жизнь. А вставить нормальные зубы стоит кучу денег», — рассказал Элкок.

«Когда я был молод, у нас не было молока или яиц, не было никаких молокопродуктов. Нам приходилось есть яичный порошок. Я уверен, что именно это стало причиной того, что я лишился своих зубов», — добавил он в интервью Би-би-си.

Согласно другому, ранее опубликованному исследованию, нынешняя молодежь в целом имеет более здоровые зубы, нежели люди старшего возраста.

По словам доктора Сандры Уайт, организация Public Health England специально для местных властей разработала методички, посвященные тому, как сделать доступней стоматологическую помощь молодым британцам из малоимущих семей.

«Мы также сейчас разрабатываем аналогичные рекомендации, чтобы поддержать наиболее уязвимые группы взрослых», — заявила Би-би-си доктор Уайт.

Фото и оригинал статьи


Новый рисунок К содержательным переменам чиновники отнесли изменения сроков

Картинка 4. Изменения в ЕГЭ
Источник фото

Так, 20 ноября 2014 года одиннадцатиклассники написали  пробное сочинение по литературе, а итоговое, которое состоится 3 декабря, станет допуском к ЕГЭ. Те школьники, кто по каким-то причинам не смогут написать его в этот день, имеют возможность переписать сочинение в феврале или начале мая.

ЕГЭ-2015 начнётся уже в феврале. Экзамен по иностранному языку будет разделён на письменную часть и разговорную.

Оригинал статьи


Новый рисунок (2) Минобрнауки: Закрытие малокомплектных школ остановилось

В Тамбове проходит II Всероссийский съезд учителей сельских школ «Сельская школа в России: качество, доступность, профессионализм». На съезде собралось более 500 педагогов из всех регионов страны. Главный вопрос, который обсуждают учителя — как повысить качество школьного образования в селе?

— Выпускник сельской школы должен быть не менее конкурентоспособен, чем его городской сверстник, а зарплата учителя и его профессиональный уровень — не ниже, чем у его городского коллеги. При этом специфика сельских образовательных организаций, безусловно, накладывает свой отпечаток на внедрение новых стандартов, — подчеркнула в своем выступлении первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.

По ее словам, сегодня в России работает 26 тысяч сельских школ, где учатся 3,6 миллиона учеников.

— Наша задача обеспечить для этих школьников качественное образование, и многое уже сделано. Вакансий в школах всего один процент. Иными словами, в каждом регионе не хватает 58-60 учителей, это немного. 22 процента педагогов в сельских школах — молодежь, — рассказала «РГ» Третьяк. — Во многих регионах приняты программы поддержки сельских учителей. Например, в Алтайском крае молодые педагоги получают 200 тысяч рублей подъемных, а в Новгородской области эта сумма составляет 500 тысяч рублей. Во всех регионах выросла зарплата сельских педагогов.

Но, конечно, проблемы в селе остаются, в том числе, с малокомплектными школами. По словам замминистра, закрытие малокомплектных школ остановилось. «Всем ясно, что пока жива школа, живет и село», — подчеркнула Третьяк. И «оптимизация» малокомплектных школ была связана не столько с нормативно-подушевым финансированием, сколько с качеством образования и новыми требованиями, которые сейчас предъявляются школам.

— Экономика не может быть основной причиной реорганизации. Есть разные способы и механизмы увеличения норматива: поправочные коэффициенты для сельских школ, субсидии, и регионы ими пользуются, — рассказала замминистра. — Закон сейчас запрещает закрыть школу без одобрения сельского схода и есть примеры, когда школа оставалась в селе, потому что такое решение приняли жители.

Фото и оригинал статьи


 19 ноября


images Британские студенты потребовали бесплатного образования

1186231

Тысячи студентов со всей Великобритании собрались в центре Лондона, требуя вернуть бесплатное образование, сообщает The Telegraph. Они прорвали металлические полицейские ограждения на площади перед парламентом.

Толпа студентов, собравшись у здания Лондонского университета в районе Юстон, прошла через улицу Уайтхолл, где расположены правительственные здания и подошла к зданию парламента. Сотни из них держали в руках плакаты с требованиями не урезать бюджет на образование, некоторые зажгли файеры.

«Мы хотим положить конец пожизненному долгу, который становится всеобщей ношей для студентов», – заявил организатор марша Аарон Кили, представитель «Студенческой ассамблеи против аскетизма».

По его словам, студенты протестуют против высокой платы за обучение и задолженности по образовательным кредитам. У некоторых из британских учащихся эта задолженность составляет порядка 40 тысяч фунтов стерлингов. Плата за образование в некоторых вузах Великобритании в настоящее время доходит до 9 тысячи фунтов за семестр.

Информации о пострадавших в результате беспорядков пока не поступало. Полиция не пытается оттеснить протестующих с площади у здания парламента.

Высшее образование в этом году уже стало бесплатным в Германии. Последней из семи федеральных земель об отмене платы за обучение распорядилась Нижняя Саксония в декабре 2013 года. Доротея Штапельфельдт, сенатор Комитета по науке в Гамбурге, назвала платное образование «социальной несправедливостью».

Фото и оригинал статьи


загруженноеТупиковый путь: ЕГЭ становится всё лучше, образование – хуже.

Картинка 6. Школьники за партой

С момента, когда Единый государственный экзамен стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, прошло пять лет. И каждый год требования к форме проведения и содержанию ЕГЭ меняются.

В этом году, например, курирующие образование чиновники решили «подправить» ЕГЭ по английскому языку и математике. Кроме того, специалисты обсуждали появление сочинения (изложения) как допуск к ЕГЭ. Представители власти уверяют, что нововведения пойдут школьникам только на пользу. Однако не все преподаватели убеждены в этом.

По мнению педагогов, зачастую цель изменений ЕГЭ непонятна ни ученикам, ни учителям. Так, например, с этого года ЕГЭ по математике разделён на два уровня: базовый и профильный. Базовый сдают те ученики, которые поступают в гуманитарные вузы, а профильный экзамен необходим выпускникам, в планах которых подавать документы на поступление в технические вузы. Однако преподаватель математики Дмитрий Гущин считает такое нововведение не имеющим смысла. Он отмечает, что, по сути, базовый уровень нужен только для аттестата. По словам Гущина, учебные заведения пытаются повысить уровень образования не с помощью изменения учебников или программ, а с помощью введения ЕГЭ по предмету. К примеру, несколько дней назад появилось предложение ввести обязательный ЕГЭ по географии и истории. Объяснялось это тем, что данные предметы недостаточно хорошо преподаются, а при подготовке учащихся к экзамену уровень знаний повысится. «Прошлогодний ЕГЭ показал, что многие школьники до минимального уровня не дотягивают. А мы вместо работы над улучшением преподавания снижаем требования», — говорит Гущин.

Практика показывает, что все прошедшие перемены в ЕГЭ не увенчались большим успехом. Школьные учителя и преподаватели вузов приводят массу примеров парадоксально плохой математической подготовки школьников. Так, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан жаловался, что многие абитуриенты, даже с высоким баллом ЕГЭ по математике, на вступительных экзаменах не могут решить простейшие задачи.

Специалисты называют несколько причин плохой подготовки школьников. Одна из них – низкое качество преподавания. Доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Татьяна Ходот рассказывает: «Как-то я попросила первокурсников сообщить, кого из них в школе с седьмого по одиннадцатый класс ни разу не вызывали к доске доказывать какую-нибудь теорему. Из 12 человек таких оказалось 8».

Фото и оригинал статьи


Новый рисунок (1)Не так давно глава Министерства образования и науки РФ Дмитрий Ливанов  получил от граждан очередную «двойку»

Картинка 7. Ливанов

По итогам опроса ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), его ведомство было в который раз названо самым неэффективным в правительстве, а сам министр снова не дотянул даже до трёх баллов по пятибалльной шкале, замкнув список министров-аутсайдеров.

Причин такой всенародной нелюбви видится, как минимум, пять.

Первая – это провал ведомства в тех сферах, которые традиционно ближе всего к обычным людям: качество школьного образования, реформа ЕГЭ, сокращение вузов и так далее.

Вторая причина нелюбви связана с системным торпедированием наиболее популярных инициатив в системе образования. Речь и о едином учебнике по истории, которого до сих пор нет, и о зачем-то понадобившейся министерству отмене золотых медалей в школах и красных дипломов в техникумах, и об уничтожении ста рабочих специальностей, и о сопротивлении ведомства Ливанова введению льгот для поступающих в вузы детей-сирот.

Третья причина непопулярности Министерства образования – враньё. Нам активно рассказывают, что ЕГЭ прошёл честно, притом, что каждый знает, как это было на самом деле у их детей, племянников, внуков. Те же претензии, скажем, к зарплатам вузовской профессуры. Министр рассказывает о суммах и цифрах, которые ни один кандидат наук, доцент или старший преподаватель, к примеру, в Смоленской области не получал никогда.

Четвёртая причина – это понимание того, что основными достижениями в сфере образования Россия обязана президенту страны, а никак не Министерству образования. Увеличение зарплат учителям школ, крупные проекты по модернизации образования, сокращение очереди в детские сады, возвращение школьных сочинений, доступность дополнительного образования – это всё путинские инициативы. При этом министр образования имеет выговор за недостаточные меры по увеличению зарплат, 80% сомнительных закупок, имеющих коррупционную составляющую.

Ну и пятая причина. Назовём её «версией Ливанова». Сам министр заявил недавно, что непопулярность его ведомства – это следствие того, что в стране растёт уровень и качество образования. Мол, когда такое происходит, граждане всегда хотят ещё большего и недовольны профильным ведомством. Правда, при этим приходится на 12 баллов снижать нижнее значение ЕГЭ по основному предмету – русскому языку, потому что современные школьники не в силах написать экзамен даже на «три с минусом».

Фото и оригинал статьи


 20 ноября


лентаУченые усомнились в пользе исследований на мышах

Новое исследование продемонстрировало существенные генетические различия между мышами и людьми. Полученные результаты ставят под сомнение пригодность экспериментов на мышах для медицинских испытаний и объясняют, почему большинство протестированных таким образом лекарств не проходит проверки на людях. Результаты исследования представлены в журнале Nature.

Исследование проводилось в ходе проекта ENCODE (Encyclopedia of DNA Elements): энциклопедии элементов ДНК для мыши. Ученые обнаружили, что, хотя структурные гены (те, что кодируют синтез белков) у двух видов млекопитающих совпадают на 70 процентов, регулируется их экспрессия по-разному. Регуляторы генной активности работают в тканях мыши и человека по различным принципам.

Ученые проанализировали 125 типов клеток и тканей мыши (в мозге, сердце, крови, почках, печени и коже) и выяснили, что при регуляции работы генов различные ткани грызунов ближе друг другу, чем аналогичным тканям организма человека.

«Наука давно считала, что все закономерности, выявленные на примере мыши, работают и применительно к человеку. Однако эту идею еще ни разу не проверяли систематически. Как оказалось, множество генов мыши регулируется иначе, чем у человека. И различия эти не носят случайный характер: они сгруппированы в кластерах — например, это гены, отвечающие за работу иммунной системы. Итак, для изучения некоторых болезней, безусловно, придется искать другие модельные организмы», — заявил один из авторов статьи Бин Рень (Bing Ren).

Фото и оригинал статьи 


 21 ноября


Новый рисунок (2)В ЕГЭ-2015 году будут использоваться новые формы бланки ответов

Картинка 9. Бланк ЕГЭ

 «Структура контрольных измерительных материалов ЕГЭ-2015 изменилась по всем учебным предметам. Буквенные обозначения частей А, В и С больше не используются. Задания с выбором ответа трансформированы в задания с кратким ответом, – рассказала начальник отдела итоговой аттестации и оценки качества образования краевого минобрнауки Екатерина Кошельникова. – Соответственно изменился и бланк ответа: теперь там нет места для вариантов по выбору».

Существенные изменения произошли в ЕГЭ по русскому языку. Теперь экзаменационная работа состоит из 25 заданий (на 14 меньше, чем в 2014 году), разделенных на две части: 24 с кратким ответом и одно с развернутым – сочинение. По биологии также уменьшено общее количество заданий до 40, однако заданий, требующих развернутого объяснения, стало больше. Итоговый экзамен по обществознанию школьники будут писать на 25 минут дольше – на все испытание теперь отводится 3 часа 55 минут.

«По сравнению с прошлым годом нет принципиальных изменений в содержании экзаменационной работы по химии, литературе, истории, географии, информатике и ИКТ, — добавила Екатерина Кошельникова, — Но при записи ответов на бланке теперь необходимо прописать цифровой номер правильного ответа, а не поставить крестик напротив буквы верного варианта».

 Фото и оригинал статьи


 

Источник заглавной картинки — ereleases.com


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s